Версия для слабовидящих
Версия для печати

Доклад Правительства Иркутской области

Система мониторинга исполнения поручений Президента Российской Федерации http://order.irkobl.ru

09.02.2016

Доклад Правительства Иркутской области

В соответствии с поручением Президента РФ от 4 февраля 2015 года № Пр-201 главе государства 2 февраля 2016 года направлен доклад Правительства Иркутской области о достижении целевых
показателей, предусмотренных соглашениями о предоставлении межбюджетных
трансфертов (субсидий) за счет средств федерального бюджета за 2015 год.




ДОКЛАД ПРАВИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

о достижении целевых показателей, предусмотренных соглашениями о
предоставлении межбюджетных трансфертов (субсидий)
за счет средств федерального бюджета за 2015 год


Межбюджетные трансферты в виде субсидий из федерального бюджета
играют значимую роль для бюджета Иркутской области.
Поддержка федерального бюджета особенно актуальна в условиях
экономического кризиса, когда перед субъектами Российской Федерации стоит
задача по решению проблем обеспечения сбалансированности бюджетов
субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, сохранения уровня
финансирования социально-значимых расходных обязательств, возникающих
при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов
Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской
Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, Иркутская область не является основным получателем
межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, на 85 процентов
обеспечивая свои доходы налоговыми и неналоговыми поступлениями, что
является 22 по величине значением в Российской Федерации.
Доля субсидий в общих доходах консолидированного бюджета Иркутской
области за 2015 год сохранена на уровне 2014 года - 4,0%, что в условиях
опережающего темпа роста расходов над доходами не является
способствующим развитию региона фактором.
В 2015 году из федерального бюджета получено межбюджетных субсидий
в сумме 6 304,9 млн. руб. с учетом поступивших расходных расписаний по
переданным полномочиям УФК по Иркутской области и возвращенных
остатков средств, сложившихся по состоянию на 01.01.2015. По итогам 2015
года было использовано 5 547,3 млн. руб., неиспользованный остаток составил
757,6 млн. руб.
Информация о поступлении и использовании субсидий, предоставленных
из федерального бюджета, включая поступившие расходные расписания по
переданным полномочиям УФК по Иркутской области, без учета остатков
средств предыдущих периодов в 2014 году и 2015 году представлена в таблице 1.


Таблица 1

МТБ                    


Средства федерального бюджета (млн. руб.)                                                                   





Динамика
полученных субсидий 2015 года к 2014 году, %

Остатки средств на 1 января 2014 годаПолученов 2014 году (без учета остатков предыдущих периодов)Использовано в 2014 годуОстатки средств на 1 января 2015 годаПолучено в 2015 году (без учета остатков предыдущих периодовИспользовано в 2015 годуОстатки средств на 1 января 2016 года
123456789
Субсидии2 221,14 968,55 163,61 145,55 292,85 547,3757,6106,5


В 2015 году (без учета остатков предыдущих периодов) Иркутская
область получила на 6,5% или на 324,3 млн. руб. больше средств федерального
бюджета по межбюджетным субсидиям, чем в 2014 году. Кроме того,
ежегодно снижается объем остатков средств федерального бюджета, не
использованных в текущем периоде, так, остатки по состоянию на 01.01.2016
года сократились до 757,6 млн. руб. по сравнению с объемами, сложившимися
по состоянию на 01.01.2014 года (2 221,1 млн.руб.) или на 65,9%.
Наблюдается положительная динамика по возврату остатков
неиспользованных средств субсидий из федерального бюджета в областной
бюджет, так, в 2014 году возвращено 85% от объема остатков, в 2015 году доля
возврата составила 88,4%.
Информация по основным направлениям использования межбюджетных
субсидий в 2015 году и поступлений средств федерального бюджета, с учетом
остатков предыдущих периодов, возвращенных в текущем году, представлена в
таблице 2.

Таблица 2



Направления субсидий


Средства федерального бюджета (млн. руб.)

ПоступилоИспользовано
%
исполнения
Остаток на 01.01.2016
Всего, в т.ч.:6 304,95 547,388757,6
Сельское хозяйство1 277,81 244,897,433,0
Поддержка малого и среднего предприни-мательства276,9256,592,620,4
Образование755,5755,51000
Развитие культуры и укрепление единства российской нации72,970,096,02,9
Физическая культура и спорт111,2108,897,82,4
Жилищно-
коммунальное хозяйство, энергетика и транспорт
269,2219,881,649,4
Здравоохранение454,4198,243,6256,2
Жилищное строительство777,8719,492,558,4
Строительство автомобильных дорог2 084,21 786,885,7297,4
Информационное общество, система "112"21,80021,8
Труд и занятость населения, оказание содействия добровольному переселению соотечественников22,622,599,40,1
Социальная поддержка населения124,4118,995,65,5
Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций13,413,41000
Сохранение и защита окружающей среды42,832,776,410,1


Исполнительные органы государственной власти Иркутской области по
итогам 2015 года использовали на 88% поступившие средства федерального
бюджета, с учетом расходных расписаний по переданным полномочиям УФК
по Иркутской области.
Наибольший неиспользованный остаток средств отмечается по
следующим отраслям:
- «Строительство автомобильных дорог» (297,4 млн.руб.);
- «Здравоохранение» (256,2 млн.руб.);
- «Жилищное строительство» (58,4 млн.руб.).
В целях возврата из федерального бюджета в 2016 году средств, не
использованных в 2015 году, исполнительными органами государственной
власти будет проведена соответствующая работа с федеральными органами
государственной власти.
Исполнение целевых показателей, предусматриваемых соглашениями о
предоставлении межбюджетных субсидий на 2015 год, в том числе, по
мероприятиям, осуществляемым на муниципальном уровне с привлечением
средств указанных межбюджетных трансфертов, представлено в таблице 3.

Таблица 3

Направление


Целевые показатели 2015 года

ВсегоДостигнуто%
Всего, в т.ч.:947984
Сельское хозяйство191473,7
Поддержка малого и среднего
предпринимательства
111090,9
Образование1212100
Развитие культуры и
укрепление единства
российской нации
33100
Физическая культура и спорт88100
Жилищно-коммунальное
хозяйство, энергетика и
транспорт
7457,1
Здравоохранение7685,7
Жилищное строительство6466,7
Строительство автомобильных
дорог
22100
Информационное общество,
система"112"
6350
Труд и занятость населения,
оказание содействия
добровольному переселению
соотечественников
33100
Социальная поддержка населения33100
Поддержка социально ориентированных некоммерческих
организаций
22100
Сохранение и защита окружающей среды55100



В целом, заключенными соглашениями с федеральными органами
исполнительной власти о предоставлении межбюджетных субсидий
установлено на 2015 год 94 целевых показателя использования субсидий, из
которых по итогам 2015 года достигнуты 79 или 84,0%.
Причины не достижения целевых показателей использования субсидии по
основным направлениям:


В сфере сельского хозяйства


За 2015 год в сельское хозяйство были направлены средства федерального
бюджета в сумме 1 277,8 млн. рублей, из которых использовано 1 244,8
млн.рублей или 97,4% (остаток средств на 01.01.2016 г. - 33 млн. руб.). В
рамках предоставления субсидий установлено 19 целевых показателей, из
которых достигнуто или перевыполнено - 14 (73,7%).
При этом основной причиной не достижения целевых показателей:
«Индекс производства продукции животноводства, в % к предыдущему году» -
100,4% (план - 102,9%) и «Индекс производства продукции растениеводства, в
% к предыдущему году» - 82,2% (план - 102,4%) стала аномально засушливая
погода, которая привела к низкой обеспеченности кормами в общественном
животноводстве и личных подсобных хозяйствах и, как следствие, к снижению
поголовья сельскохозяйственных животных, что отразилось на снижении
объемов производства молока и мяса.
Кроме того, по некоторым направлениям поддержки
сельхозтоваропроизводителей по межбюджетным субсидиям
софинансирование из областного бюджета достигает до 96,8%. Также
отмечается недостаточный объем поддержки из федерального бюджета по
приоритетным направлениям. Так, субсидирование на 1 кг. реализованного
товарного молока составляет 1,38 рублей, а затраты на производство и
реализацию 1 кг молока составляют 29,5 рублей. Субсидирование на оказание
несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в
области растениеводства на 1 га составляет 200 руб. а фактически
произведенные затраты на приобретение ГСМ, минеральных удобрений для
производства продукции растениеводства составляют на 1 га около 10
тыс.рублей.
Остаются актуальные проблемы в регионе по развитию сельского
хозяйства - недостаточное количество племенных хозяйств, поголовья коров в
частных хозяйствах населения, районированных семян, оборотных средств у
сельхозтоваропроизводителей, а также неблагоприятные погодные условия и
уменьшение реализации племенного молодняка крупного рогатого скота
племенными организациями Иркутской области.


В сфере поддержки малого и среднего предпринимательства


Сектор малого и среднего бизнеса является неотъемлемой частью
экономической составляющей развития региона, служит показателем его
стабильности и благосостояния. Правительством Иркутской области ведется
системная работа по усилению мер, направленных на ускоренное развитие
малого и среднего предпринимательства:
созданы меры стимулирующего налогового воздействия для субъектов
малого и среднего предпринимательства;
оказана финансовая поддержка субъектам малого и среднего
предпринимательства в виде субсидий на сумму 195 млн. рублей по различным
направлениям, среди которых особое внимание - это поддержка
производственных предприятий и социального бизнеса;
созданы система поручительств (Иркутский областной гарантийный
фонд), система микрозаймов (фонды микрофинансирования в 22
муниципальных образованиях); система консультаций и информированности
субъектов предпринимательства (Центр поддержки предпринимательства).
Наряду с этим, в Иркутской области в целях экономического развития и
поддержки малого бизнеса, проводится работа по кластерному развитию. С
2014 года оператором организации и продвижения кластерных инициатив на
территории региона определен Центр кластерного развития. Сформировано два
кластера: фармацевтический и машиностроительные кластеры. Планируется
создание третьего кластера - полимерного.
В рамках кластерного развития региона создана инфраструктура
поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства,
осуществляющих деятельность в области создания и развития инжиниринговых
центров. Также в рамках кластерного развития и в целях формирования единой
отраслевой системы аттестации и испытания оборудования, технологических
процессов, образцов выпускаемых изделий и продукции посредством создания
материально-технической, экономической и научной базы в сфере инноваций и
промышленного производства создан Центр сертификации, стандартизации и
испытаний (коллективного пользования).
Несмотря на непростую экономическую ситуацию и благодаря
реализации мер государственной поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства, в 2015 году привлечено кредитных ресурсов в
экономику в 2 раза больше по сравнению с 2014 годом. Объем налоговых
поступлений от данного сектора по специальным режимам в 2015 году в
сравнении с 2014 увеличился на 3%.
За счет средств федерального бюджета на развитие малого бизнеса в 2015
году направлено 276,9 млн. рублей, из которых 256,5 млн. рублей было
использовано или 92,6% (остаток средств на 01.01.2016 г. - 20,4 млн. рублей). В
рамках предоставления субсидий установлено 11 целевых показателей, из
которых достигнуто или перевыполнено - 10 (90,9%).
Не достигнут показатель «Исполнение расходных обязательств за счет
субсидии, представленной в текущем финансовом году из федерального
бюджета на реализацию мероприятия» - 93%, в связи с тем, что по
мероприятию «Создание и (или) обеспечение деятельности центров
сертификации, стандартизации и испытаний (коллективного пользования»
сложилась экономия средств по результатам аукционов; по мероприятию
«Поддержка начинающих - гранты начинающим на создание собственного
бизнеса» в связи с низкой активностью предпринимателей по участию в
конкурсных мероприятиях (в 32 из 41 МО 100% освоение средств).


В сфере образования


В 2015 году на софинансирование вопросов развития и модернизации
образования из федерального бюджета выделено 755,5 млн. рублей, из которых
использовано 100%.
Установленные целевые показатели результативности предоставления
субсидии в количестве 12 достигнуты.
Основные целевые показатели, которые были выполнены:
«Количество мест, созданных в рамках реализации комплекса
мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования
в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования»» - 6 566 мест;
Количество общеобразовательных организаций, расположенных в
сельской местности, в которых отремонтированы спортивные залы - 17 шт.
Увеличение доли учащихся, занимающихся физической культурой и
спортом во внеурочное время, по следующим уровням общего образования:
начальное общее образование - 4 %,
основное общее образование - 5 %,
среднее общее образование - 4,5 %.
При поддержке федерального бюджета в рамках реализации мероприятий
федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий
на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» завершено строительство и
обеспечен ввод в эксплуатацию школы на 350 мест в п. Качуг Качугского
района.
Удельный вес численности обучающихся государственных
(муниципальных) общеобразовательных организаций, которым предоставлена
возможность обучаться в соответствии с новым ФГОС, в общей численности
обучающихся Иркутской области в 2015 году составил 58,7 %.
Доля выпускников государственных (муниципальных)
общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем
образовании снизилась с 5,7% в 2012 году до 2,3 % в 2015 году.
На ликвидацию очередности детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные
организации в рамках реализации мероприятий по модернизации дошкольного
образования из бюджетов всех уровней направлено 1 852,9 млн. рублей, в том
числе за счет средств федерального бюджета - 664,1 млн. рублей.
Достигнуты целевые показатели результативности использования
субсидии в рамках реализации федеральной целевой программы развития
образования на 2011-2015 годы:
«Доля детей по категориям местожительства, социального и
имущественного статуса, состояния здоровья, охваченных моделями и
программами социализации, в общем количестве детей по указанным
категориям, в субъекте Российской Федерации» - 86 %;
«Доля образовательных учреждений общего образования,
функционирующих в рамках национальной образовательной инициативы
«Наша новая школа», в общем количестве образовательных учреждений
общего образования в субъекте Российской Федерации» - 100%.


В сфере развития культуры и укрепление единства


Целевое софинансирование из федерального бюджета составило 72,9 млн.
рублей, из которых использовано 70,0 млн.руб. или 96%. В рамках
предоставления субсидий установлено 3 целевых показателей, которые
достигнуты. Основным направлением предоставления субсидии является
реализация мероприятий федеральной целевой программы «Укрепление
единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-
2020 годы)». С привлечением средств федерального бюджета начато
строительство центра культурного развития г. Киренск. Срок выполнения работ
и ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию - 2016 год. По
соглашению значения показателей результативности установлены на 2016 год.


В сфере развития физической культуры и спорта


За 2015 год в данную сферу направлено средств федерального бюджета
111,2 млн. рублей, из которых использовано 108,8 млн. рублей или 96%.
Соглашением о предоставлении субсидии установлено 8 целевых показателей,
которые были достигнуты по итогам реализации мероприятий.
Взаимодействие с федеральными органами государственной власти
способствует развитию физической культуры и спорту в регионе и
положительно сказывается на динамике целевых показателей. Так ежегодно
увеличивается доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом. Увеличению числа занимающихся способствовало
создание условий и повышение доступности для занятий физической культурой
и спортом через развитие спортивной инфраструктуры Иркутской области, а
также активное вовлечение в занятия спортом детей, подростков и молодежи
посредством проведения физкультурных и спортивных мероприятий.
Единовременная пропускная способность спортивных сооружений в 2015 году
составила 22,8% от норматива, что на 1,5% больше, чем в 2014 году и на 3,7%
больше, чем в 2013 году.
Оказание адресной финансовой поддержки спортивным организациям,
осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд
Российской Федерации приводит к качественному улучшению результатов,
демонстрируемых спортсменами.
В рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы
«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до
2020 года» введено четыре многофункциональных плоскостных спортивных
сооружения и четыре хоккейных корта на территориях, относящихся к сельской
местности.
При поддержке федерального бюджета в 2015 году построены и введены в
эксплуатацию: универсальный спортивный комплекс в с. Еланцы Ольхонского
района и плавательный бассейн в г. Черемхово.


В сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта


Целевое софинансирование из федерального бюджета составило 269,2 млн.
рублей, использовано 219,8 млн.руб. или 81,6 %. В рамках предоставления
субсидий установлено 7 целевых показателей, из них достигнуто - 4 (57,1%).
Причины недостижения целевых показателей использования субсидии:
- в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы
«Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской
природной территории» на 2012-2020 годы не был достигнут показатель
«Сокращение сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты
Байкальской природной территории», в связи с не выполнением подрядчиком
пусконаладочных работ на очистных сооружениях в г.Свирске по причине
отсутствия документации на качество оборудования (сертификатов и
санитарно-эпидемиологического заключения) и нарушением подрядчиком
сроков поставки оборудования на станцию обеззараживания сточных вод в г.
Шелехове. Два объекта коммунальной инфраструктуры (из четырех) не были
введены в эксплуатацию;
- в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность»
государственной программы Российской Федерации «Развитие
промышленности и повышение ее конкурентоспособности» не выполнен показатель «Количество автотранспорта, использующего компримированный
газ в качестве моторного топлива», в связи с тем, что электронный аукцион по
приобретению автомобильного транспорта, в том числе пассажирских
автобусов, использующих компримированный природный газ в качестве
моторного топлива, не состоялся, т.к. заявка единственного поставщика на
участие в нем не соответствовала необходимым требованиям.
В рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы
«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до
2020 года» завершено строительство сетей водо- и газоснабжения в сельских
населенных пунктах. На указанные цели из федерального бюджета выделено в
2015 году 103,2 млн. рублей, использовано 97,2 млн. рублей. Целевые
показатели по вводу водопроводящих сетей и распределительных газовых сетей
достигнуты, с учетом выполнения показателей 2014 года.
Показатель «Техническая готовность мероприятия (санитарная подготовка
населенных пунктов)» в рамках инвестиционного проекта «Зона затопления
Богучанской ГЭС, Иркутская область» не достигнут в связи с поздним
доведением остатков средств федерального бюджета (28.10.2015) и
невозможностью выполнения работ в зимний период. Срок выполнения
мероприятий по санитарной очистке переносится на 2016 год в рамках
заключения дополнительного соглашения к государственному контракту.


В сфере здравоохранения


За 2015 год в отрасль направлено средств федерального бюджета в размере
454,4 млн. рублей, исполнено 198,0 млн.руб. или 43,6 %.
Соглашениями установлено 7 целевых показателей результативности
предоставление субсидий, из которых выполнено 6.
Основными направлениями, на которые направлены средства
федерального бюджета сфере здравоохранения, являются приобретение
оборудования для лечения больных различного профиля и развития службы
крови, выявления риска развития патологии, в том числе новорожденных,
оказание высокотехнологичной медицинской помощи, организация льготного
лекарственного обеспечения граждан.
Активное участие региона в реализации федеральных программ позволило
увеличить доступность специализированной и высокотехнологичной
медицинской помощи (ВМП) жителям области, так в 2015 году ВМП за счет
средств областного и федерального бюджетов получили 21 618 человек или с
ростом к уровню 2014 года на 2 430 человек.
В регионе сформировалась стойкая тенденция к снижению смертности
населения, так за 11 мес. 2015 года в Иркутской области, в сравнении с
аналогичным периодом 2014 года, удалось добиться снижения показателя
смертности от болезней системы кровообращения на 1,6%, на 0,8%
уменьшилась смертность от инсульта, на 2,8% — от цереброваскулярных
заболеваний, на 4,8% - от туберкулеза. Показатель младенческой смертности
уменьшился на 20,5%.
За счет средств субсидий, неиспользованных в 2014 году, возвращенных в
областной бюджет в 2015 году, на совершенствование организации
медицинской помощи пострадавшим при ДТП закупалось медицинское
оборудование для созданных травматологических центров.
При поддержке федерального бюджета в период 2012-2015 годов введены
центральная районная больница на 155 коек с поликлиникой на 200 посещений
в смену в п. Кутулик Аларского района, I очередь (поликлиника) и больничный
комплекс 2-я очередь в п. Баяндай Баяндаевского района.
В рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы
«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до
2020 года» завершено строительство 11 фельдшерско-акушерских пунктов в
сельских населенных пунктах. Показатель 2015 года достигнут, с учетом
выполнения показателей 2014 года.
В рамках федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с
социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)» подпрограммы «ВИЧ-
Инфекция» неиспользованные в 2014 году, возвращенные в областной бюджет
в 2015 году средства в объеме 256,2 млн. рублей на строительство Центра по
профилактике и борьбе со СПИДом в г. Иркутске, не были освоены в полном
объеме, в связи с чем, показатель «Техническая готовность объекта» не был
достигнут из-за необходимости корректировки проектно-сметной
документации под привязку к земельному участку, выбранному под
строительство.


Жилищное строительство


Целевое софинансирование из федерального бюджета составило
777,8 млн. рублей, использовано 719,4 млн. рулей или 92,5%.
Соглашением о предоставлении субсидии установлены 6 целевых
показателей, из них достигнуто - 3 (43%).
При поддержке федерального бюджета обеспечивается предоставление
жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых
помещений. В 2015 году из федерального бюджета на указанные цели выделено
464,7 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2015 года на учете в качестве нуждающихся в
обеспечении жилыми помещениями состояло 11 121 детей-сирот. Из них старше 18 лет - 7 374. Стоимость 1 кв. м. жилья в 2015 г. была установлена на
уровне 34 545 руб. Таким образом, чтобы обеспечить жилыми помещениями 7
374 чел. в 2015 году требовалось 8 406,2 млн. рублей. Объем финансирования в
2015 году составил 962,9 млн. рублей (федеральный бюджет - 464,7 млн.
рублей, областной бюджет - 199,2 млн. рублей; на исполнение решений суда из
областного бюджета дополнительно было выделено - 299,1 млн. рублей).
Общее число обеспеченных детей-сирот жилыми помещениями
специализированного жилищного фонда Иркутской области в 2015 году
составило 745 человек или 10% от нуждающихся в обеспечении жилыми
помещениями детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей,
старше 18 лет. Вместе с тем, целевой показатель установленный соглашением о
предоставлении субсидии был достигнут. Учитывая изложенное, можно судить
об острой недостаточности финансовой обеспеченности данной сферы за счет
бюджетов всех уровней. Вопрос обеспечения детей-сирот жилыми
помещениями стоит на особом контроле Правительства Иркутской области.
За счет субсидии из федерального бюджета на предоставление социальных
выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья были
улучшены жилищные условия 255 семей в 2015 году (в 2014 году - 310 семей).
Целевой показатель установленный соглашением о предоставлении субсидии
был достигнут. По состоянию на 1 января 2015 года на очереди состоит 5 998
молодых семей. Для улучшения жилищных условий необходимый объем
составляет 4 774,4 млн. рублей. Объем финансирования в 2015 году составил
211,0 млн. рублей (федеральный бюджет - 73,8 млн. рублей, областной бюджет
- 137,2 млн. рублей) или 4% от необходимого объема. Таким образом, объем
финансирования за счет бюджетов всех уровней для улучшения жилищных
условий молодых семей крайне недостаточен.
В рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы
«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до
2020 года» на обеспечение жильем граждан, проживающих и работающих в
сельской местности, и на обеспечение жильем молодых семей и молодых
специалистов, проживающих и работающих в сельской местности за 2015 год
из федерального бюджета выделено 93,3 млн. рублей. Целевые показатели по
данному направлению достигнуты в полном объеме.
В сфере жилищного строительства из 6 показателей не было достигнуто 2
по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-
Амурской магистрали показатели: «Количество переселенных семей»,
«Установленная общая площадь приобретенных жилых помещений
экономкласса (тыс.кв.м)» в связи с тем, что в соответствии с условиями
госпрограммы достижение показателей установлено в следующем году за годом предоставления субсидии (в 2016 году). Вместе с тем, показатель 2014
года в 2015 году достигнут и составляет 79 семей.


Строительство автомобильных дорог


Поддержка из федерального бюджета субъектов Российской Федерации
оказывает существенное влияние на ликвидацию инфраструктурных
ограничений и способствует инвестиционному развитию регионов.
Так, целевое софинансирование из федерального бюджета направленных
на строительство автомобильных дорог в 2015 году составило 2 084,2 млн.
рублей, из них использовано 1 786,8 млн. рублей или 85,7 %.
В рамках предоставления субсидий на строительство и реконструкцию
автомобильных дорог установлено и выполнено 2 целевых показателя.
В рамках реализации федеральной целевой программы «Экономическое и
социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до
2018 года» государственной программы Российской Федерации «Социально-
экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» установлен
1 целевой показатель, который был достигнут и перевыполнен с учетом
выполнения показателей 2014 года. Объем субсидии из федерального бюджета
на софинансирование строительства и реконструкции областных
автомобильных дорог Тайшет-Чуна-Братск и Иркутск-Листвянка в 2015 году
составил 2 007,0 млн. рублей, из которых использовано 1 709,9 млн. рублей.
Основными причинами неполного освоения средств федерального бюджета
является отсутствие разрешения на строительство автомобильной дороги
Тайшет-Чуна-Братск и длительность конкурсных процедур.
В рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы
«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до
2020 года» на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего
пользования с твердым покрытием в сельской местности за 2015 год из
федерального бюджета выделено 77,0 млн. рублей. Целевой показатель
достигнут в полном объеме.


Информационное общество, система «112»


В сфере информационных технологий в рамках подпрограммы
«Информационное государство» государственной программы Российской
Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» были достигнуты
3 целевых показателя. Показатель «Доля документов, являющихся результатом
предоставления услуг, в электронной форме, доступных через личный кабинет
на едином портале и\или региональном портале, подключенном к ЕСИА, в
среднем за месяц в течение шести месяцев, предшествующих оценке, от общего
количества документов, выданных гражданам и организациям,
зарегистрированным в субъекте РФ, %» на конец года не достигнут, в связи с
низкой компьютерной грамотностью населения, отсутствием интернета в
отдаленных населенных пунктах (план - 5%, факт - 2%).
На реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Создание
системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому
номеру «112» в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы» в 2015 году была
предоставлена субсидия из федерального бюджета в размере 21,8 млн. рублей.
Показатели, установленные соглашением, не были достигнуты в связи с
отсутствием помещения для размещения центра обработки вызовов экстренных
оперативных служб по единому номеру «112» и переносом реализации
мероприятий на 2016 год.


Труд и занятость населения, оказание содействия добровольному переселению соотечественников


Целевое софинансирование из федерального бюджета составило
22,6 млн. рублей, из которых использовано 22,5 млн. рублей или 99,4%.
В рамках предоставления субсидий установлено 3 целевых показателя,
которые были достигнуты.
Средства федерального бюджета направлены на реализацию
дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, в частности
оборудование (оснащение) рабочих мест (в том числе специальных) для
трудоустройства незанятых инвалидов, создание инфраструктуры,
необходимой для беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам;
оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию
соотечественников, проживающих за рубежом.
В 2015 году уровень зарегистрированной безработицы в Иркутской
области составил 1,4%.
Особое внимание уделено содействию занятости наименее защищенных
категорий граждан на рынке труда. В рамках программы содействия в
трудоустройстве незанятых инвалидов, многодетных родителей в 2015 году на
созданные рабочие места, трудоустроено 276 человек.
В целях привлечения квалифицированных специалистов и увеличения
миграционного притока Иркутская область в числе 12 пилотных регионов
Российской Федерации с 2007 года участвует в реализации Государственной
программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую
Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Всего за 2015 год в
Иркутскую область прибыло 1385 участников программы и 1543 члена их
семей. Это способствует улучшению демографической ситуации в Иркутской
области и восполнению дефицита квалифицированных специалистов.


Социальная поддержка населения


В данной сфере основными направлениями взаимодействия с
федеральными органами государственной власти являются реализация
мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная
среда» на 2011 - 2015 годы в рамках подпрограммы «Обеспечение доступности
приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности
инвалидов и других маломобильных групп населения».
Целевое софинансирование из федерального бюджета в 2015 году
составило 124,4 млн. рублей, из которых использовано 118,9 млн. рублей или
95,6%.
В рамках предоставления субсидий установлено и достигнуто 3 целевых
показателя.
Обеспечен рост доли доступных для инвалидов и других маломобильных
групп населения объектов социальной, транспортной, инженерной
инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Иркутской
области с 46,3% в 2014 году до 69,6 % в 2015 году, увеличена доля
общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная
безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем
количестве общеобразовательных организаций Иркутской области с 9,2% в
2014 году до 15,8 % в 2015 году.
Необходимо отметить, что начиная с 2015 года софинансирование столь
важного направления из федерального бюджета как реализация мероприятий по
проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации прекращено. Субсидирование из федерального бюджета за
период 2012-2014 гг. позволило достичь рост доли оздоровленных детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации, от общей численности детей
данной категории, подлежащих оздоровлению. Вместе с тем, требование о
недопущении снижения объемов финансирования оздоровления детей данной
категории сохраняется, ввиду чего областной бюджет несет дополнительные
расходы в объеме более 106 млн. рублей ежегодно.


Поддержка социально ориентированных некоммерческих
организаций


В 2015 году из федерального бюджета была предоставлена субсидия в
рамках подпрограммы «Повышение эффективности государственной
поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»
государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка
граждан» в объеме 13,4 млн. рублей, которая была освоена в полном объеме.
В рамках предоставления субсидий установлено и достигнуто 2 целевых
показателя.
Реализация данного мероприятия позволила в 2015 году
зарегистрировать на территории Иркутской области 55 некоммерческих
организаций, а также оказать государственную поддержку 50 социально
ориентированным некоммерческим организациям.


Сохранение и защита окружающей среды


Целевое софинансирование из федерального бюджета составило
42,8 млн. рублей, из которых освоено 32,7 млн. рублей или 76,4%.
В рамках предоставления субсидий установлено и достигнуто 5 целевых
показателя.
За счет предоставленной субсидии в рамках федеральной целевой
программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в
2012-2020 годах» по направлению «Защита от негативного воздействия вод и
обеспечение безопасности гидротехнических сооружений» выполнен
капитальный ремонт дамбы на реке Белая в пос. Тайтурка Усольского района,
капитальный ремонт гидротехнических сооружений в пос. Тельма Усольского
района. По капитальному ремонту защитной дамбы на р. Витим в г. Бодайбо
деньги не были освоены в связи с несостоявшимся аукционом из-за отсутствия
участников. В настоящее время подготовлен пакет документов для
подтверждения потребности в целях возврата в 2016 году в областной бюджет
остатка федеральной субсидии.
Таким образом, проанализировав динамику поступления и использования
средств федерального бюджета несмотря на социальную значимость расходов,
следует отметить высокую долю средств бюджета субъекта Российской
федерации при выполнении условий софинансирования, определяемых
федеральными исполнительными органами государственной власти.
Следует отметить, что соблюдение определенного поручением
Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака федеральным
органам власти предельного уровня софинансирования субсидий за счет
средств бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 30 процентов
могло бы положительным образом отразиться на устойчивости областного
бюджета.
В целом наблюдается тенденция увеличения составляющей регионального
финансирования с 30,8% в 2014 году до 32,8% в 2015 году, доля участия
региона в обеспечении условий софинансировании по отдельным
направлениям расходов достигала до 96,8% (сельское хозяйство).
Другим немаловажным вопросом достижения показателей, установленных
Соглашениями, является работа по повышению качества и
своевременности использования межбюджетных субсидий.
Вопросу своевременного и полного использования выделенных
федеральных средств уделяется особое внимание, в связи с чем, наблюдается
положительная динамика, так, в 2015 году исполнительными органами
государственной власти Иркутской области средства использованы на 88%, в
2014 году - 83,8%.
В отдельных случаях неполное использование полученных средств
обусловлено поздним распределением на федеральном уровне и
предоставлением средств федеральными исполнительными органами
государственной власти.
В целом, Правительство Иркутской области проводит активную работу
по выполнению целевых показателей, предусматриваемых соглашениями о
предоставлении межбюджетных субсидий, а также своевременному
использованию средств федерального бюджета.


ВЫВОДЫ:

1. Объем субсидирования Иркутской области за счет средств
федерального бюджета незначительно увеличился в 2015 году по сравнению с
2014 годом.


2. По большинству направлений не выполняется поручение заместителя
Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака в части
установления федеральными органами власти предельного уровня
софинансирования субсидий за счет средств бюджетов субъектов Российской
Федерации в размере не более 30 процентов.


3. Позднее распределение субсидий (подписание соглашений) приводит к
получению регионом средств федерального бюджета в конце финансового года
и невозможности обеспечения необходимого объема софинансирования на
выполнение обязательств региона и их использования в полном объеме.


4. Некорректность показателей, устанавливаемых в соглашениях на
предоставление субсидий, а именно, отсутствие взаимосвязи бюджетных
ассигнований и устанавливаемых значений показателей.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ:


1. Обеспечить распределение субсидий одновременно с формируемым
проектом закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и
плановый период (при принятии такого решения), что позволит перейти на 3-
летнее доведение лимитов субъектам Российской Федерации, и, как следствие,
положительным образом отразится как на качестве программно-целевого
метода планирования в целом, гак и на качестве исполнения федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, обеспечит
прозрачность, особенно по объектам капитального строительства.
Распределение средств на три года позволит существенно сократить время на
исполнение административно-управленческих процедур.
Эффективному внедрению указанного механизма будет способствовать
инструмент сводных бюджетных заявок субъектов Российской Федерации,
используемый министерством экономического развития Российской
Федерации, которые формируются субъектами на три года и направляются
ежегодно в срок до 20 мая.


2. Альтернативой первого предложения может стать предложение по
рассмотрению возможности отбора субъектов Российской Федерации,
претендующих на получение субсидий за счет средств федерального бюджета в
году, предшествующему финансированию, то есть отбирать как минимум в
ноябре-декабре. Тогда подписание соглашений может уже осуществляться в 1
квартале следующего финансового года.


3. Рекомендовать федеральным органам государственной власти привести
в соответствие положения о предоставлении субсидий субъектам Российской
Федерации в соответствие с поручением заместителя Председателя
Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака в части установления
федеральными органами власти уровня софинансироваиия субсидий за счет
средств бюджетов субъектов Российской Федерации в размере не более 30
процентов.


4. В связи с тем, что государственная программа развития Дальнего
Востока и Байкальского региона не обеспечена бюджетными ассигнованиями и
находится на корректировке, предлагаем, в иные федеральные целевые
программы и государственные программы включать специальные разделы
(подпрограммы), предусматривающие реализацию мероприятий,
способствующих опережающему развитию Сибири и Дальнего Востока.


5. Учитывая отсутствие понятия в действующем законодательстве
«региональная программа», предлагаем рассмотреть возможность исключения
из условий предоставления субсидий из федерального бюджета наличие
региональной программы.




Возврат к списку

Дата изменения: 07.10.2016 11:59

Информационные ресурсы Иркутской области