Версия для слабовидящих
Версия для печати

Губернатор: Сохранение сбалансированности, устойчивости бюджетной системы остается приоритетом в политике областного Правительства

Система мониторинга исполнения поручений Президента Российской Федерации http://order.irkobl.ru

07.07.2016

Губернатор: Сохранение сбалансированности, устойчивости бюджетной системы остается приоритетом в политике областного Правительства

Как сообщил Губернатор Иркутской области Сергей Левченко, исполнение регионального бюджета Иркутской в 2015 году осуществлялось в продолжающихся условиях снижения темпов экономического развития и роста социальных обязательств региона. Одним из основных направлений бюджетной политики в таких условиях было сохранение сбалансированности, устойчивости бюджетной системы и платежеспособности консолидированного бюджета.

 

В результате воздействия современного экономического кризиса наполняемость областного бюджета доходами в 2015 году была значительно затруднена. Для обеспечения ликвидности казны Правительством Иркутской области принимались необходимые меры для своевременного и полного поступления доходов:            работа с крупнейшими предприятиями-налогоплателыциками, с федеральным центром, с налоговыми органами, заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве и т.д.

 

Увеличение финансового обеспечения первоочередных расходов в течение года было обеспечено внутренними перемещениями ассигнований, а также дополнительным объемом финансовой помощи из федерального бюджета, выделенной в декабре 2015 года в размере трех миллиардов рублей. Полученный в конце 2015 года беспрецедентный объем нецелевой финансовой помощи был направлен в первую очередь на предоставление социальных выплат и оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, обеспечение своевременности оплаты труда работников бюджетной сферы, возмещение недополученных организациями жилищно-коммунального комплекса и железнодорожного транспорта доходов. Осуществлена дополнительная финансовая поддержка местных бюджетов в общем объеме 882,7 млн. рублей, позволяющая обеспечить своевременность выплаты заработной платы и оплаты коммунальных услуг.

 

Благодаря принятым мерам по обеспечению сбалансированности при исполнении консолидированного бюджета в 2015 году его дефицит был снижен на 21 % по отношению к первоначально запланированному объему.

 

В 2016 году работа по обеспечению сбалансированности бюджетной системы и социально-экономической стабильности Иркутской области продолжена. Необходимо отметить что в текущем году риск нарушения сбалансированности областного бюджета, обусловленный изменениями налогового законодательства и ухудшением экономической обстановки в стране, значительно возрос. В этой связи Иркутская область, как и федеральный центр, перешла на однолетнее бюджетное планирование.

 

Особое внимание при планировании бюджета на 2016 год уделялось обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджетной системы региона при безусловном выполнении принятых обязательств и, в первую очередь, социальных. В целях обеспечения финансирования приоритетных направлений социально-экономического развития области главным распорядителям бюджетных средств было предоставлено право произвести перераспределение доведенных предельных объемов бюджетных ассигнований, в том числе и между государственными программами Иркутской области.

 

Принятый на 2016 год бюджет традиционно стал социально ориентированным, что наиболее важно в условиях современного экономического кризиса. Удельный вес расходов на социальную сферу в структуре расходов составил 72,8% или 79,3 млрд, рублей.

 

Дефицит областного бюджета на 2016 год запланирован в размере 8,5% от объема налоговых и неналоговых доходов, что на 1,5 процентных пункта ниже обязательств, принятых Иркутской областью в рамках соглашений о кредитовании из федерального бюджета. Принятие дефицита в данном объеме позволяет снизить риски несбалансированности бюджета в случае возможного ухудшения ситуации с наполняемостью доходами.

 

В рамках проведения мероприятий по эффективному использованию бюджетных ассигнований, оптимизации расходов областного бюджета, и концентрации финансовых ресурсов для реализации приоритетных направлений:

продолжается работа по оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений и структуры органов государственной власти;

осуществляется инвентаризация объектов областной собственности в целях сокращения налогооблагаемой базы и затрат, несвязанных с основной деятельностью государственных учреждений;

усилен контроль над закупками, совершаемыми за счет средств областного бюджета, в том числе установлены случаи и порядок обязательного общественного обсуждения отдельных видов закупок, введен порядок проверки обоснованности закупок и ограничения приобретения товаров, работ и услуг «повышенной комфортности».

 

В целях минимизации расходов на обслуживание государственного долга осуществляется привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете областного бюджета по ставке 0,1% годовых через территориальное Управление Федерального казначейства по Иркутской области.

 

В 2016 году, как и в предыдущие годы, органами государственной власти Иркутской области, областными государственными учреждениями на постоянной основе проводится контроль над эффективным использованием бюджетных средств на содержание и обеспечение их деятельности. По итогам проведенных мероприятий экономия бюджетных средств перераспределяется на иные первоочередные расходы.

 

Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета в 2015 году увеличились на 1,6 млрд, рублей (+2%) и составили 83,4 млрд, рублей. Проблемы с мобилизацией основных видов собственных доходов возникали прежде всего с налогом на прибыль, поступления которого в результате возврата 2,6 млрд рублей переплаты двум крупнейшими налогоплательщиками, прежде стабильно уплачивающими и наращивающими объемы отчисления налога, сократились на 1,1 млрд рублей (-4%) и составили 28,6 млрд рублей.

 

В связи с замедлением роста заработных плат в реальном секторе экономике ниже запланированных оказались поступления налога на доходы физических лиц, которые возросли в 2015 году всего на 306 млн. рублей или на 1%.

 

На фоне исполнения бюджетов по доходам других регионов Иркутская область по темпу роста налоговых и неналоговых доходов заняла лишь 57 место. За 5 месяцев 2016 года ситуация кардинальным образом улучшилась - регион с темпом роста налоговых и неналоговых доходов в размере 115% переместился на 22 позицию среди субъектов Российской Федерации.

Улучшение ситуации в том числе связано с реализацией разработанного Плана первоочередных антикризисных мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности на территории Иркутской области в 2016 году, отдельный блок которого посвящен мероприятиям по повышению собственных доходов бюджета.

 

Произведенная в соответствии с антикризисным планом корректировка исполнительными органами государственной власти администрируемых доходов, а также уточнение отдельных видов налоговых поступлений уже в первом полугодии 2016 года позволила увеличить доходную часть областного бюджета на 1,5 млрд, рублей. Положительного эффекта удалось добиться за счет установления с 1 января 2016 года повышающего коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда (1,91) увеличивающего размер уплачиваемого иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму на основании патента, налога на доходы физических лиц. По состоянию на 1 июня 2016 года поступления указанного налога в консолидированный бюджет Иркутской области возросли на 143%, что является 21 по величине темпа роста значением среди всех субъектов Российской Федерации на 40 пунктов превосходя средний по стране уровень.

 

Особое внимание Правительством Иркутской области уделяется повышению поступления значимых для областного бюджета доходов от использования государственного имущества. В 2015 году были реализованы мероприятия:

по перечислению в областной бюджет не менее 40 процентов от прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей (установленный ранее норматив составлял 30 процентов);

по направлению на выплату дивидендов акционерам обществ, акции которых находятся в государственной собственности Иркутской области, не менее 40 процентов чистой прибыли акционерных обществ.

 

В результате доходы областного бюджета в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Иркутской области, и от перечисления части прибыли государственных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, за 2015 год возросли в 11 раз, что является третьим по величине темпа роста значением среди субъектов Российской Федерации и в семь раз превосходит средний уровень по стране (155%). Аналогичные мероприятия пролонгированы на 2016 год.

 

Политика по управлению государственным долгом Иркутской области по-прежнему находится под особым контролем Правительства Иркутской области. Стратегической целью долговой политики региона является обеспечение сбалансированности бюджета Иркутской области при безусловном выполнении принятых обязательств, отсутствии просроченных долговых обязательств, соблюдении норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

 

Долговая политика Иркутской области во втором полугодии 2015 года и в начале 2016 года была направлена на «сдерживание» уровня государственного долга Иркутской области, минимизацию стоимости его обслуживания и равномерное распределение во времени платежей, связанных с его погашением и обслуживанием, а также на снижение влияния долговой нагрузки на бюджет Иркутской области.

 

По итогам 2015 года уровень долговой нагрузки на областной бюджет составил 25,3% общего объема доходов бюджета Иркутской области без учета безвозмездных поступлений, что ниже рекомендованного Министерством финансов Российской Федерации предельно допустимого значения (50%).

 

В целях сокращения долговой нагрузки реализованы мероприятия по:

замещению «дорогих» рыночных долговых обязательств бюджетными кредитами, предоставляемыми из федерального бюджета сроком на 3 года при выполнении ряда ограничительных условий (в 2015 году Иркутской области предоставлены бюджетные кредиты на общую сумму 2,7 млрд, рублей, в феврале 2016 года - 3,7 млрд, рублей);

временному сокращению долговой нагрузки за счет использования всех имеющихся внутренних ресурсов финансирования кассовых разрывов бюджета (средств на счетах учреждений, находящихся в государственной собственности, а также средств, находящихся во временном распоряжении);

привлечению бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете областного бюджета (0,1% годовых со сроком кредитования до 50 дней);

Кроме того, в мае 2015 года осуществлена реструктуризация обязательств по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования с консолидацией долга по процентным платежам на общую сумму 1,5 млрд, рублей, что позволило отсрочить выплату основного долга до 2025 - 2034 годов и уменьшить процентную ставку по обслуживанию задолженности с 1/3 ставки рефинансирования до 0,1% годовых.

 

Проведенные в 2015 году мероприятия по управлению долгом позволили сократить расходы на его обслуживание на 42% от первоначального плана или на 0,58 млрд, рублей.

По итогам 2015 года Иркутская область по уровню государственного долга заняла 13 место среди субъектов Российской Федерации и 2 место среди субъектов Сибирского Федерального округа.

 

Минимизация объема государственных заимствований в конце 2015 года и замещение рыночных обязательств бюджетным кредитом в феврале 2016 года позволили снизить расходы на обслуживание долга в 2016 году на 33% от планового показателя или на 0,61 млрд, рублей.

 

По состоянию на 01 июня 2016 года объем государственного долга Иркутской области составил 15,6 млрд, рублей или 17,7% от общего прогнозируемого объема доходов без учета безвозмездных поступлений за 2016 год.

 

Мероприятия по управлению долгом послужили основой для пересмотра 17 июня 2016 года аналитиками международного рейтингового агентства Standard & Poors осуществлен ежегодный пересмотр кредитного рейтинга Иркутской области, который сохранен на уровне «ВВ», прогноз по рейтингу пересмотрен с «Негативного» на «Стабильный».

 

Правительством Иркутской области будет продолжена работа по реализации мер, направленных на повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджета, в том числе предусматривающих оптимизацию бюджетных расходов, сокращение нерезультативных расходов, увеличение собственных доходов и поддержание высокого уровня долговой устойчивости региона.

 


Возврат к списку

Дата изменения: 07.10.2016 11:59

Информационные ресурсы Иркутской области