Версия для слабовидящих
Версия для печати

Мероприятия по противодействию коррупции в Иркутской области рассчитаны на долгосрочную перспективу

Система мониторинга исполнения поручений Президента Российской Федерации http://order.irkobl.ru

Мероприятия по противодействию коррупции в Иркутской области рассчитаны на долгосрочную перспективу 22.11.2017

Мероприятия по противодействию коррупции в Иркутской области рассчитаны на долгосрочную перспективу

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко сообщил о результатах исполнения пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 года № 147 в части, касающейся выполнения мероприятий, предусмотренных программами (планами) по противодействию коррупции, а также пунктов 5 и 9 Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы.

В Иркутской области в период действия Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы, утвержденного Указом Президента РФ в апреле 2016 года, действовали Программа противодействия коррупции в Иркутской области на 2014 - 2016 годы, План противодействия коррупции на 2017 год, содержащие мероприятия по организации работы по противодействию коррупции, включающие в том числе мероприятия, предусмотренные пунктами 5 и 9 Национального плана.

Для контроля исполнения мероприятий областной программы и плана противодействия коррупции установлены сроки их выполнения для ответственных исполнителей. Контроль исполнения мероприятий осуществлялся комиссией по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области, а также управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которое является самостоятельным структурным подразделением аппарата Губернатора и Правительства Иркутской    области, осуществляющим    функции по реализации государственной политики в сфере профилактики коррупционных и иных правонарушений, на основании подготавливаемых ответственными исполнителями отчетов о реализации мероприятий областной программы и плана противодействия коррупции.

В Иркутской области обеспечено исполнение нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах РФ. Принят ряд областных правовых актов для реализации функций регионального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, установления нового правового регулирования, а также приведения областных нормативно-правовых актов в соответствие с законодательством Российской Федерации в сфере противодействия коррупции. В частности, принято три закона Иркутской области, 11 указов Губернатора, три постановления областного Правительства, 12 правовых актов аппарата Губернатора и Правительства Иркутской области. Исполнительными органами государственной власти Иркутской области, органами местного самоуправления муниципальных образований актуализированы имеющиеся антикоррупционные программы (планы по противодействию коррупции).

В области реализуется комплекс мер, направленных на повышение эффективности деятельности самостоятельного структурного подразделения аппарата Губернатора и Правительства Иркутской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений - управления и комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области. В частности, в случае выявления нарушений лицами, замещающими государственные должности Иркутской области, государственными гражданскими служащими Иркутской области, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, об этом докладывается Губернатору. На заседаниях комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области под председательством Губернатора осуществляется заслушивание итогов работы по анализу сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими государственные должности Иркутской области, и лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Иркутской области, назначаемыми на должности Губернатором. Коллегиальный характер заслушивания указанной информации позволяет повысить прозрачность, эффективность и качество работы управления в данной области, а также выработать необходимые рекомендации.

В 2017 году для совершенствования механизмов работы комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области создан президиум комиссии по координации работы по противодействию коррупции, который реализовывает функции, возложенные на комиссию по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению и урегулированию конфликта интересов, в отношении отдельных лиц, замещающих государственные должности Иркутской области, заместителей руководителей исполнительных органов государственной власти Иркутской области и государственных гражданских служащих Иркутской области, назначаемых на должности Губернатором (руководители служб и агентств, помощники, советники Губернатора).

Повышение эффективности деятельности управления также достигается путем обеспечения его организационной независимости. Управление структурно входит в аппарат Губернатора и Правительства Иркутской области, являющийся исполнительным органом государственной власти, который обеспечивает деятельность Губернатора в сфере профилактики коррупции. Руководитель указанного управления подчиняется непосредственно заместителю Губернатора - руководителю аппарата Губернатора и Правительства Иркутской области. Такой способ подчиненности позволяет свести к минимуму возможность влияния иных вышестоящих должностных лиц на характер принимаемых решений в сфере противодействия коррупции (в том числе лиц, в отношении которых управление уполномочено проводить проверки соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции) и, кроме того, позволяет максимальным образом повысить оперативность и качество таких решений.

В Иркутской области организовано обучение сотрудников органа Иркутской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений по согласованным с Администрацией Президента РФ программам дополнительного профессионального образования, включающим раздел о функциях органов субъектов РФ по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Так, в 2016-2017 годах состоялось обучение трех сотрудников управления по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Организация работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в субъектах Российской Федерации», согласованной с Администрацией Президента РФ.

Для совершенствования организационной основы противодействия коррупции в Иркутской области оказывается содействие органам местного самоуправления муниципальных образований региона с учетом рекомендаций, предусмотренных подпунктом 1.3 пункта 1 решения Совета по вопросам кадровой политики при полномочном представителе Президента РФ в Сибирском федеральном округе. В частности, сформирован пакет модельных муниципальных правовых актов по вопросам противодействия коррупции, который размещен на официальном портале Иркутской области в разделе, посвященном противодействию коррупции, и доступен для органов местного самоуправления (всего размещено 13 модельных муниципальных правовых актов). В органы местного самоуправления направлено 20 писем-разъяснений по проблемным вопросам применения законодательства в сфере противодействия коррупции.

Для повышения качества подготовки должностных лиц органов местного самоуправления, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, к декларационной кампании 2017 года с ними проведен семинар-совещание, на котором обсуждались практические вопросы, возникающие при представлении лицами, замещающими муниципальные должности, муниципальными служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Кроме того, организовано проведение обучающего семинара для руководителей аппаратов (управляющих делами) муниципальных образований и форума «Земля Иркутская» для глав муниципальных образований. На этих мероприятиях освещались вопросы, касающиеся деятельности должностных лиц кадровых служб органов местного самоуправления, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, реализации антикоррупционных мероприятий в системе муниципальной службы, вопросы противодействия коррупции в органах местного самоуправления.

В рамках исполнения мероприятий областной программы и плана противодействия коррупции в 2016-2017 годах проведены социологические исследования для оценки уровня коррупции в Иркутской области. Так, в IV квартале 2016 года в рамках проведения социологического мониторинга оценки коррупционных проявлений в Иркутской области организовано проведение социологического исследования населения региона, результаты (графическая интерпретация) которого представлялись в комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области. Согласно результатам социологического исследования, на вопрос «На Ваш взгляд, как изменился в текущем году в Вашем городе (районе) уровень коррупции?» 32,7 % опрошенных считают, что уровень коррупции остался на прежнем (высоком) уровне, 22 % опрошенных считают, что уровень коррупции повысился, 4,8 % опрошенных - остался на прежнем (низком) уровне, 8,1% опрошенных - уровень коррупции понизился, 32,4 % опрошенных затруднились ответить. На вопрос «Оцените работу Правительства Иркутской области по противодействию коррупции» 4,4 % опрошенных оценили работу Правительства Иркутской области положительно, 15,5 % - скорее положительно, 28,4 % - скорее отрицательно, отрицательно - 19,7 %, 32 % опрошенных затруднились ответить.

В рамках проведенного в начале 2017 года социологического исследования «Изучение общественного мнения населения Иркутской области о результатах деятельности органов местного самоуправления в Иркутской области по итогам 2016 года» на вопрос: «Что Вы думаете об уровне преступности и коррупции в 2016 году в Вашем городе (районе)?»: 31,1% респондентов ответили, что уровень преступности повысился или остался на прежнем высоком уровне, 28,8% респондентов отметили, что уровень преступности понизился или остался на прежнем низком уровне, 40,1% - затруднились ответить по поводу изменения уровня преступности в городе (районе) их проживания; 30,8% респондентов ответили, что уровень коррупции повысился или остался на прежнем высоком уровне в муниципальном образовании, 18,6% респондентов отметили, что уровень коррупции понизился или остался на прежнем низком уровне, 50,6% - затруднились ответить относительно характера изменения коррупции на территории проживания. Исходя из оценок населением уровня коррупции в муниципальных образованиях Иркутской области, сложившегося в 2016 году, исследована оценка работы региональных органов власти по противодействию данному негативному явлению. Так, более половины респондентов затруднились с ответом (54%), не дали никаких конкретных оценок работе Правительства Иркутской области по противодействию коррупции. Остальные 46% опрошенных жителей муниципальных образований Иркутской области высказали следующее мнение: дали оценки положительно и «скорее положительно» 19,7% опрошенных, полагающих, что региональная власть предпринимает достаточно мер по преодолению и предупреждению коррупционных проявлений в городах и районах области; выразили негативные оценки 26,3% респондентов, уверенных в том, что работу Правительства Иркутской области по преодолению коррупции в регионе можно оценить отрицательно или «скорее отрицательно».

Аналогичное мероприятие, предусматривающее социологическое исследование оценки уровня коррупции в Иркутской области за 2017 год, запланировано к проведению в Иркутской области в 2018 году. Результаты проводимых исследований учитываются при организации работы по противодействию коррупции в Иркутской области для ее совершенствования.

В Иркутской области осуществляется контроль за применением предусмотренных законодательством мер юридической ответственности в каждом случае несоблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. Для выполнения указанного мероприятия управлением проведен антикоррупционный аудит деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области, в рамках которого осуществлялся в том числе выборочный анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных 232 государственными гражданскими служащими Иркутской области.

С июня по сентябрь 2017 года проанализированы сведения о доходах во всех исполнительных органах государственной власти Иркутской области. Так, например, в рамках проведенного аудита выявлены недостатки в работе исполнительных органов госвласти региона, связанные с выявлением и устранением допускаемых государственными гражданскими служащими Иркутской области коррупционных нарушений и отсутствием соответствующих проверочных мероприятий, проводимых кадровыми службами этих органов. Выявленные случаи были рассмотрены на заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области, которое состоялось 6 июля 2017 года. По результатам заседания комиссией принят ряд решений, направленных на реализацию основного принципа противодействия коррупции, установленного Федеральным законом «О противодействии коррупции», который предусматривает неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Кроме того, в связи с выявленными нарушениями, допущенными при представлении сведений о доходах, управлением подготовлены соответствующие служебные записки. По итогам их рассмотрения исполнительными органами государственной власти Иркутской области инициировано две процедуры контроля за расходами, 13 проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных государственными гражданскими служащими Иркутской области, девять проверок соблюдения государственными гражданскими служащими Иркутской области ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных федеральными законами. Вопросы о соблюдении запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, поставленные в отношении шести государственных гражданских служащих Иркутской области, вынесены на рассмотрение комиссий соответствующих исполнительных органов государственной власти Иркутской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

В области проведен анализ соблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе касающихся получения подарков отдельными категориями лиц, выполнения иной оплачиваемой работы, обязанности уведомлять об обращениях для склонения к совершению коррупционных правонарушений, по результатам которого можно сделать вывод, что соблюдение указанных запретов, ограничений и требований обеспечивается в Иркутской области проведением комплекса мероприятий. В частности, осуществляются проверки граждан, претендующих на замещение должности государственной гражданской службы Иркутской области в аппарате Губернатора и Правительства Иркутской области, государственных гражданских служащих Иркутской области в аппарате Губернатора и Правительства Иркутской на предмет соответствия требованиям, Федеральным законом «О государственной гражданской службе». Направляются запросы в Информационный центр Главного управления МВД России по Иркутской области, министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, образовательные организации о наличии (отсутствии) судимости у претендентов, на предмет их дееспособности, о достоверности представленных сведений об образовании. На основании информации, содержащейся в базах данных Федеральной налоговой службы, проверяются сведения о соблюдении претендентами (государственными служащими) запретов, установленных законом «О государственной гражданской службе». Проводится анализ сведений при поступлении на государственную службу, контролируется отсутствие непосредственной подчиненности или подконтрольности государственных служащих, находящихся в близком родстве.

Кроме того, для реализации требований законодательства, касающихся получения подарков, направляются информационные письма, служебные записки исполнительным органам государственной власти Иркутской    области по    вопросу необходимости соблюдения законодательства, связанного с получением подарков, проводится учет направленных уведомлений с отражением в соответствующем журнале информации об осуществлении процедуры выкупа подарка. Таким образом, в 2016-2017 годах в управление поступило четыре уведомления о получении подарка лицами, замещающими государственные должности Иркутской области и два уведомления о получении подарка лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Иркутской области. Зарегистрировано пять уведомлений о получения подарка Губернатором Иркутской области, в отношении одного из них проведена процедура выкупа. В связи с изменением федерального законодательства в части регистрации уведомлений о получении подарка в отношении лица, являющегося высшим должностным лицом субъекта РФ, направлено девять писем в администрацию Президента России о получении подарка Губернатором Иркутской области для соответствующей регистрации.

Для реализации законодательства в части, касающейся выполнения государственными служащими иной оплачиваемой работы, приказом аппарата Губернатора и Правительства Иркутской области в июне 2016 года утвержден Порядок уведомления государственными гражданскими служащими Иркутской области в аппарате Губернатора и Правительства Иркутской области представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу. В целях предотвращения конфликта интересов предусмотрено, что гражданские служащие направляют уведомления представителю нанимателя через управление до начала выполнения работы. Управлением проводится анализ обстоятельств, изложенных в поданном заявлении, который включает в том числе оценку наличия функций государственного управления в отношении организации, в которой государственный служащий планирует выполнять иную оплачиваемую работу, направляются соответствующие письма в различные органы и организации. При этом в случае усмотрения представителем нанимателя возможности возникновения конфликта интересов, уведомление подлежит направлению в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов для принятия соответствующего решения. В период за 2016-2017 года в управление поступило 11 уведомлений государственных служащих, из них три рассмотрены на заседаниях комиссии, в ходе которых установлено отсутствие конфликта интересов при выполнении иной оплачиваемой работы.

Приказом аппарата Губернатора и Правительства Иркутской области утверждено Положение об уведомлении представителя нанимателя о фактах обращения для склонения государственного гражданского служащего Иркутской области в аппарате Губернатора и Правительства Иркутской области к совершению коррупционных правонарушений. С учетом того, что данной нормой, по сути, обеспечивается пресечение преступлений, особое внимание в рамках указанного Положения уделено обеспечению оперативности обработки информации, а также строгой фиксации факта и времени поступления уведомления. В 2016, 2017 годах уведомлений об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений в управление не поступало.

Для выполнения требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной гражданской службе субъектов РФ в Иркутской области систематически проводятся мероприятия по выявлению ситуаций возможного возникновения конфликта интересов, либо предотвращению и урегулированию возникшего конфликта интересов в деятельности государственных гражданских служащих Иркутской области. Выявление случаев конфликта интересов осуществляется при анализе анкетных данных государственных гражданских служащих Иркутской области и анализе сведений о доходах путем определения родственных связей данных лиц. В случае выявления ситуаций возможного возникновения конфликта интересов назначаются проверки в отношении государственных гражданских служащих Иркутской области в части соблюдения ими требований к служебному поведению. По результатам анализа сведений, содержащихся в анкетах претендентов, государственных служащих устанавливается наличие (отсутствие) функции государственного управления в отношении подведомственной организации и возможного возникновения конфликта интересов с бывшим работодателем.

Кроме того, в регионе организована работа по выявлению случаев несоблюдения лицами, замещающими государственные должности Иркутской области, должности государственной гражданской службы Иркутской области, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов.

Также в течение 2016-2017 годов выявлено 22 случая несоблюдения лицами, замещающими государственные должности Иркутской области, должности государственной гражданской службы Иркутской области, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов. Во всех случаях проведены проверки в части соблюдения государственными гражданскими служащими Иркутской области требований к служебному поведению и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Иркутской области.

По четырем случаям несоблюдения лицами, замещающими государственные должности Иркутской области, должности государственной гражданской службы Иркутской области, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов применены меры юридической ответственности, по остальным случаям приняты меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Обсуждение вопроса о состоянии этой работы и мерах по ее совершенствованию запланировано к рассмотрению на очередном заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области.

Для разработки с участием общественных объединений, уставной задачей которых является участие в противодействии коррупции, и других институтов гражданского общества комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению служащими и работниками названных органов и организаций запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в июле текущего года на заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области рассматривался вопрос «Об участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционных мероприятий в органах государственной власти и местного самоуправления Иркутской области», по результатам рассмотрения которого комиссией дан ряд поручений Общественной палате Иркутской области о проведении круглого стола «О роли общественных советов в повышении эффективности противодействия коррупции» с участием представителей правоохранительных органов, управления, средств массовой информации, о внедрении практики проведения таких круглых столов в Общественной палате Иркутской области на постоянной основе, а также о рассмотрении возможности проведения данных мероприятий на базе исполнительных органов государственной власти Иркутской области, об анализе практики деятельности общественных советов при исполнительных органах государственной власти Иркутской области на предмет уровня качества и общественного представительства и их функционала.

При подготовке проектов нормативных правовых актов исполнительными органами государственной власти Иркутской области проводится их антикоррупционная экспертиза. Для обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекты нормативных правовых актов размещаются на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Иркутской области. О результатах проведения антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов Иркутской области и их проектов в установленном порядке информируется комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области.

Кроме того, в области приняты меры к изданию нормативных правовых актов, устанавливающих дополнительные гарантии обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов государственной власти Иркутской области, в том числе предусматривающих создание единого регионального интернет-портала для размещения проектов указанных актов для их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Так, создан единый портал независимой антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов. Для обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы гарантируется доступ экспертов к текстам действующих и проектов актов путем их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с внесенными изменениями исполнительным органам государственной власти Иркутской области - разработчикам проектов актов установлен срок размещения текстов соответствующих проектов актов на едином портале (в течение рабочего дня со дня подготовки проекта акта).

Для формирования у государственных служащих Иркутской области отрицательного отношения к коррупции управлением организована работа по проведению тренингов (индивидуальных бесед) с лицами, вновь поступающими на государственную гражданскую службу Иркутской области в аппарате Губернатора и Правительства Иркутской области, лицами, увольняющимися с государственной гражданской службы Иркутской области в аппарате Губернатора и Правительства Иркутской области, об ограничениях, запретах и требованиях, установленных в целях противодействия коррупции, и связанных с государственной гражданской службой Иркутской области. В дальнейшем планируется обеспечить проведение подобных тренингов (индивидуальных бесед) в исполнительных органах государственной власти Иркутской области. Кроме того, в каждом исполнительном органе государственной власти Иркутской области в доступном для ознакомления государственными гражданскими служащими месте размещены стенды, содержащие наглядную информацию об ограничениях, запретах и требованиях, установленных в целях противодействия коррупции, а также мерах, принимаемых для противодействия коррупции.

Для информирования населения Иркутской области о государственной политике в области противодействия коррупции освещалась деятельность комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области, по итогам каждого проведенного ею заседания подготовлены пресс-релизы для размещения на официальном портале Иркутской области, сайте «Открытое Правительство Иркутской области», а также в средствах массовой информации.

Мероприятия антикоррупционной направленности являлись предметом обсуждения на пресс-конференциях, брифингах с непосредственным участием Губернатора Иркутской области, руководителей исполнительных органов государственной власти Иркутской области, представителей средств массовой информации регионального и местного уровней. В рамках организации правового информирования граждан исполнительными органами государственной власти Иркутской области обеспечено размещение на официальных сайтах, в помещениях исполнительных органов государственной власти Иркутской области федеральных и региональных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере противодействия коррупции. Для подготовки и размещения информационно-аналитических    материалов    антикоррупционной
направленности на официальном портале Иркутской области осуществлялся анализ статей и журналов, посвященных вопросам противодействия коррупции, а также официальных сайтов исполнительных органов. Контроль реализации некоторых из указанных мероприятий осуществляется комиссией по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области. Так, во исполнение решения комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области от 14 июня 2016 года большинством исполнительных органов Иркутской области обеспечен переход в раздел, посвященный вопросам противодействия коррупции, непосредственно с главной страницы официального сайта, а также контролируются своевременное размещение и актуализация информации соответствующего раздела официального сайта, посвященного вопросам противодействия коррупции. В пределах установленной компетенции для разъяснения законодательства о противодействии коррупции на официальных сайтах исполнительных органов Иркутской области размещаются материалы по вопросам соблюдения норм антикоррупционного законодательства Российской Федерации, направленные на информирование граждан об общих правах и обязанностях в указанной сфере.

Подводя итоги следует отметить, что мероприятия планового характера рассчитаны на долгосрочную перспективу, в связи с чем, итоги их реализации не сразу имеют положительную социальную оценку. Принимая это во внимание, а также учитывая, что коррупция, являясь сложным и комплексным общественным явлением, требует продуктивного сотрудничества всех органов государственной власти Иркутской области и иных структур, существует необходимость продолжить данную работу, прежде всего реализовывая основные направления в сфере противодействия коррупции, содержащиеся в Национальном плане противодействия коррупции на очередной период и Национальной стратегии противодействия коррупции.

В целом анализ мероприятий, проводимых в Иркутской области в целях реализации Национального плана, областной программы и плана противодействия коррупции, а также антикоррупционных программ (планов по противодействию коррупции) исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области позволяет сделать вывод о достаточности мер, принимаемых в Иркутской области и направленных на достижение цели по искоренению причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, установленной Национальной стратегией противодействия коррупции.

Возврат к списку

Дата изменения: 07.10.2016 11:59

Информационные ресурсы Иркутской области