Версия для слабовидящих
Версия для печати

Прогноз - стабильный

29.12.2016

Прогноз - стабильный

Компетентно Губернатор Иркутской области Сергей Левченко подвел итоги 2016 года 

Уходящий год стал первым полным годом работы Сергея Левченко на посту губернатора Иркутской области. С какими результатами подошло к этому рубежу региональное правительство? Удалось ли области преодолеть вызовы непростого периода и каким образом? Об этом губернатор Приангарья рассказал на традиционной декабрьской пресс-конференции. 

Сергей Георгиевич, давайте подведем итоги: что удалось сделать правительству Иркутской области в этом году? 

Сергей Левченко: Напомню, что региональный бюджет 2016 года был сформирован с дефицитом в пять миллиардов рублей, но правительство области сумело договориться с федеральными властями о покрытии этого дефицита. Мы смогли разработать и реализовать антикризисный план для выправления экономической ситуации в Иркутской области в 2016 году. Результатом стал в том числе и рост промышленного производства в регионе почти на шесть процентов. У нас один из лучших в стране показателей собираемости налогов, повышения доходной части бюджета. Это отметили даже международные рейтинговые агентства, и прогноз для Иркутской области в конце года был повышен до "стабильного". 

Область вошла десятку лучших регионов России по исполнению майских указов президента. Мы поддерживаем на достаточно высоком уровне зарплату бюджетников. И смогли в течение года снизить общий долг по зарплате в три раза, хотя, как понимаете, в числе должников - предприятия коммерческого сектора, и возможности влияния на них у нас ограничены. Тем не менее сегодня мы держимся в первой половине рейтинга регионов, которые справляются с этой проблемой. Но есть и общероссийские тенденции, которые мы в отдельно взятом регионе переломить не можем. Скажем, падение уровня производства. Несмотря на то, что в регионе объем производства вырос, предприятия, входящие в вертикально интегрированные холдинги, испытывают объективные трудности. Поэтому в данном секторе ситуацию с зарплатами мы пока изменить не смогли. Мы завершили несколько объектов-долгостроев - первую очередь поликлиники в Бохане, стационары в Кутулике и Баяндае, школы в Усть-Уде, Атагае. В следующем году продолжим эту работу, и я рассчитываю, что все долгострои постепенно будут завершены. 

В этом году области выделили из федерального бюджета серьезную сумму на развитие сельского хозяйства. Импульс получили практически все основные направления аграрного производства начиная с овощей и заканчивая зерном и мясом. И за счет этих мер в Иркутской области цены на продовольственные продукты - одни из самых низких в стране. 

Ситуация в Вихоревке, где объекты энергоснабжения оказались не готовы к отопительному сезону, стала своего рода срезом положения дел в сфере ЖКХ Приангарья. Что делает региональное правительство, чтобы избежать таких ЧП впредь? 

Сергей Левченко: Нельзя по Ситуации с одной котельной судить обо всех теплоисточниках в области, которых более тысячи. Но в чем-то вы правы: в Иркутской области за долгие годы накопились серьезные проблемы в этой сфере. В том числе из-за несовершенства закона о концессиях. В той же Вихоревке муниципалитет год назад проводил конкурс по передаче в концессию той самой, проблемной ныне котельной. Выиграла компания из Красноярска, и она год морочила всем голову. Средства выделялись регулярно и в достаточном объеме, это подтвердил замминистра ЖКХ РФ, а после ЧП мы вынуждены были помогать специалистами, чтобы справиться с техническими проблемами, держать в работе хотя бы один-два котла и не разморозить систему совсем. В итоге в середине отопительного сезона были вынуждены разорвать договор концессии, хотя по закону это непросто. Сейчас на объект зашла дочерняя компания "Иркутскэнерго", и мы рассчитываем, что до конца года отопительный сезон пройдет более-менее нормально. 

Но в целом система, при которой побеждает не самый надежный подрядчик, а тот, кто больше наобещает, приводит к тому, что на объекты жизнеобеспечения нередко заходят компании-"гастролеры", не обладающие ни опытом, ни возможностями для работы в регионе. От этого страдают все субъекты федерации, и такой подход нужно менять - хотя бы дать полномочия региональным властям оперативно разрывать договоры, если компания не справляется с обязанностями, не дожидаясь ЧП. 

В прошлом году вы заявили, что сокращаете свою зарплату и зарплату заместителей на десять процентов в целях экономии бюджетных средств. Удалось ли сэкономить, и на что пошли эти деньги? 

Сергей Левченко: Мы сэкономили не только на зарплате губернатора, но и за счет оптимизации ряда функций правительства. Например, путем передачи функций проведения конкурсов и аукционов специальному министерству. Также обратились к муниципалитетам с просьбой оптимизировать свои расходы, но не все на нее откликнулись. Но надо понимать, что эта экономия нецелевая, хотя она позволила увеличить расходы областного бюджета на социальную защищенность населения. Например, мы смогли принять областной закон, освобождающий граждан старше семидесяти лет от уплаты взносов на капремонт, или включить в бюджет средства для помощи семьям с низкими доходами на подготовку детей к школе. 

Еще одна актуальная для региона тема - это аэропорт Иркутск. Определена ли процедура привлечения инвесторов для его модернизации? 

Сергей Левченко: Меня постоянно спрашивают, будет ли продан аэропорт. Нет, не будет. Диалог со всеми заинтересованными компаниями, готовыми участвовать в проекте его модернизации, продолжается, мы занимаемся поиском потенциальных инвесторов, в том числе и за рубежом. Но это должны быть именно инвестиции, а не продажа. Правительство области сейчас работает над созданием проектной компании для реконструкции действующего и строительства нового аэропортового комплекса Иркутска. Идет процесс согласования учредительных документов этой организации. 

Нам необходимо, не прекращая ремонт рулежных дорожек и взлетно-посадочной полосы, подготовить проект строительства нового терминала. Место под него выбрано, он будет располагаться на территории аэропорта. В следующем году проведем экспертизу проекта, и, когда представим его общественности, вы увидите, насколько это будет красивое решение. Построить терминал надо уже в течение 2018 года. Строительство нового аэропорта по-прежнему оставляем в списке приоритетов - есть распоряжение президента РФ о выделении на новый аэропорт порядка 24 миллиардов рублей, оно подписано, и надо его реализовать. Стоит задача - в ближайшие годы реанимировать малые аэропорты Иркутской области. Необходимо уже в следующем год решить вопрос с Усть-Илимском: сегодня там одна из самых длинных в стране взлетно-посадочных полос, но при этом нет аэровокзала. Срочно необходимо реконструировать аэропорт Бодайбо. Вы знаете, что 26 января будет проведен аукцион по месторождению золота Сухой Лог. Это означает, что грузовой и пассажирский трафики на север области вырастут в разы, и мы должны быть к этому готовы. Нужно хотя бы построить бетонную ВПП вместо нынешней грунтовой. 

В этом году в Усолье была создана территория опережающего социально-экономического развития. На каком этапе находится этот проект? Чего ждать усольчанам? 

Сергей Левченко: В ТОСЭР уже появились два первых резидента - в общей сложности они готовы вложить в развитие производств около 300 миллионов рублей, и еще две организации на пороге того, чтобы получить резидентский статус, следующем году к ним присоединится еще три компании. Так что особая зона работает. Более того, в следующем году мы планируем открыть территорию опережающего социально-экономического развития в Саянске - это перспективна площадка для газохимии. Для этого в области есть все: полностью разработана необходимая нормативная база, введены льготы для резидентов - пониженные налоговые ставки, тарифы по страховым платежам во внебюджетные фонды. Приходи и работай. 

И, конечно, нельзя обойти тему запрета вылова байкальского омуля. Насколько, на ваш взгляд, эта мера оправдана? 

Сергей Левченко: Я убежден, что для восстановления популяции омуля должна быть подготовлена комплексная программа. Сегодня единого мнения у представителей науки, рыбоохраны и других контролирующих органов по оценке размера популяции рыбы нет. Как мы будем оценивать спустя три года, после введения ограничительных мер, помогли они или нет? Нужна научно обоснованная оценка количеству омуля в озере, в том числе с применением гидроакустической съемки. И результаты этой оценки должны согласовать все ведомства. Тогда через три года мы сможем понять, есть ли результат. Введение запрета на добычу - недостаточная мера сама по себе. Необходимо более плотно заниматься рыборазведением. А поскольку заводы и нерестовые реки находятся на территории Республики Бурятия, то и решением нужно заниматься совместно с соседним регионом. 

Российская газета. Экономика Сибири, Екатерина Вострикова

Возврат к списку

Информационные ресурсы Иркутской области