Версия для слабовидящих
Версия для печати

Точка роста на берегах Байкала

13.06.2018

Точка роста на берегах Байкала

Губернатор Иркутской области: "Ехать по наезженной колее можно, но мы решили повернуть". Интервью Сергея Левченко газете "Московский комсомолец".  

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко всего два с половиной года стоит у руля региона. Но за это время ему удалось избавить субъект от многих "родовых проблем": повысить наполняемость бюджета, уменьшить кредитную задолженность, повысить ВВП. Однако задач меньше не стало. Как перевести регион на инновационные рельсы развития, выстроить межбюджетные отношения, разобраться с "черными лесорубами", обеспечить чистоту Байкала и не растерять доверие своей команды - об этом "МК" рассказал глава региона Сергей Левченко.  

- Сергей Георгиевич, в недавнем послании Законодательному собранию области вы сообщили, что регион стал самодостаточным и может обойтись без помощи федерального центра. Что дает вам повод для оптимизма ? 

- Поводом являются, например, сведения о доле налоговых и неналоговых доходов в консолидированном бюджете, которые по итогам 2017 года составили 86,4 процента, что выводит нас на 20-е место по этим показателям среди всех регионов страны. Мы серьезно увеличиваем доходную часть бюджета, которая за два года возросла в полтора раза. Нам не только удается больше зарабатывать, что называется, для себя, но и наращивать налоговую отдачу региональной экономики для федерального бюджета. В 2017 году в пересчете на 1 рубль полученных из федерального бюджета трансфертов (без учета субвенций) в обратном направлении налогоплательщиками области перечислено 11 рублей фискальных платежей, что на 4,5 рубля (69 процентов) превышает средний по стране уровень налоговой отдачи и является 17-м по величине значением среди регионов страны. 

Но, понимаете, существующая система межбюджетных отношений не позволяет полностью отказаться от помощи федерального бюджета. Как вы знаете, большая часть средств сначала изымается из региона, а затем перераспределяется через различные механизмы. На сочинском форуме я приводил пример, что мы за год увеличили поступление в федеральный бюджет в полтора раза - со 117 млрд рублей до 180 млрд. При этом государство в конце прошлого года включило механизм поощрения, исходя из которого нам досталось 700 млн. Перевели 180 млрд, получили 700 млн. 

 - Хоть шерсти клок... 

- Я смотрю на это с другой стороны. Сейчас не существует механизма заинтересованности. Если ты понимаешь и ощущаешь, что тебе остается от 10 до 30 процентов от прибыли, то заинтересованность есть. А если направление важное и нужное, то и до 100 процентов прибыли может оставаться. Приведу пример из моей давней производственной практики. Я был председателем горисполкома в городе Ангарске в советское время. В то время существовала серьезная программа по развитию товаров народного потребления. Для тех предприятий, что были на подведомственной мне территории, было установлено плановое задание. Чего только они не производили помимо основной продукции - от кружек и сковород до линий по обвалке мяса. Так вот, когда мы устанавливали задание, то доводили до сведения предприятий, что 100 процентов той прибыли, которые они получат от товаров народного потребления, они могут оставить у себя. Предпринимателю очень важно понимать, что если он рубль заработал, то 25 копеек у тебя останется. И тогда ты рассчитываешь, каких результатов можешь добиться.  

- Один из своих докладов вы посвятили инвестиционной политике региона. Вы ее обозначили как открытую. В чем ее суть?  

- Об этом я подробно говорил в ежегодном инвестиционном послании, которое состоялось 17 мая в рамках "Байкал Бизнес Форума - 2018". В этой программе я изложил пять принципов поддержки инвесторов. Если коротко, мы гарантируем поддержку проектов независимо от их масштабов: будь то проекты микропредприятий или крупного бизнеса. И в области для этого имеются все необходимые инструменты: это и налоговые льготы, и обширный перечень региональных институтов развития, и территории с особым статусом, и ряд других мер поддержки. Но хочу сказать, что мы хотим подкорректировать существующие подходы к инвестиционной политике. В нашей области очень много природных ресурсов, и если брать общий подход, то куда в первую очередь придут инвесторы? Конечно, они придут добывать природные ресурсы - рубить лес, добывать и разливать воду по бутылкам. Это же так просто, и прибыль получается сразу. Но нам нужны инвесторы, которые будут развивать современные инновационные технологии. И наша задача как представителей государственной власти - регулировать взаимоотношения с инвесторами, обозначать им задачи, которые принесут пользу Иркутской области. 

Возьмем, например, лесозаготовительный комплекс. У нас самая большая заготовка леса в стране - около 35 млн кубометров. Когда я пришел в 2015 году, меня просто поразило, что от всего лесного комплекса мы получали миллиард с небольшим. С советских времен я хорошо знаю, что лесной комплекс давал в бюджет области четверть. А бюджет в 2015-м составлял 90 млрд рублей, и лишь миллиард получали от леса. Поэтому мы сделали инвентаризацию, и оказалось, что 300 предприятий заключили договоры на выделение им лесосеки, но они не были официально зарегистрированы в области... То есть не являлись налоговыми резидентами. Мы им сказали: "Если не зарегистрируетесь, мы придем к вам". Почти ни к кому приходить не пришлось, все сами оформили документы, понимая, что пришли люди, которые возьмут их под контроль. 

- А что с проблемой "черных лесорубов"? 

- После того как разобрались с законными лесозаготовителями, мы начали контролировать незаконные рубки. Начали с отработанных вещей - внезапных проверок лесовозов на дорогах. Но это непросто. Потому что иногда информация вперед бежит. И тем не менее ни одна акция не была безрезультативной: по нескольку незаконных лесовозов каждый раз выявляли. В конце концов додумались до так называемого чипирования леса. Договорились с Министерством природных ресурсов России, чтобы эксперимент по чипированию проводили в нашем регионе. Перетянули на себя одеяло, так сказать. Ведь обычно под эксперименты выбираются территории небольшие, где можно все проконтролировать. Это также привело к тому, что в четыре с лишним раза мы увеличили доходы бюджета от лесного комплекса. В недавнем отчете правительства в Государственной думе Дмитрий Анатольевич Медведев привел в пример Иркутскую область, где за год мы уменьшили незаконные рубки на 53 процента. 

 - Как обстоят дела с программой "Формирование комфортной городской среды" ? 

- Эта программа родилась в начале прошлого года. Начиналась она сумбурно, я бы сказал. Дело в том, что на эту программу выделяется немалая часть федеральных средств. И поскольку там есть государственные деньга, то система оформления заявок довольно серьезная. Должен быть проект - даже на организацию газонов, он должен пройти экспертизу, согласование. А времени на все это было месяц с небольшим. В таком аварийном порядке из всех муниципалитетов в прошлом году справились с этой задачей лишь девять. Сейчас к программе присоединились и другие наши муниципалитеты, которые уже успели подготовить свои проекты. В этом году мы потратим на комфортную городскую среду более 900 млн. Появится десять парков, много обустроенных дворов. И у людей уже мечты появляются. Скажем, одному муниципалитету мы выделили на обустройство 10 млн рублей, а он говорит: "Как же, я на 145 млн проект запланировал". При этом мы выбрали правильную линию, успевая обсуждать все задумки по благоустройству с людьми. И знаете, 100 процентов задумок одобряется.  

- Одна мечта уже также приобрела свои реальные очертания. Я о самолете МС-21, который начали выпускать в Иркутской области. Есть ли уже заказы на этот лайнер?  

- На сегодняшний день в тестовой программе принимают участие три самолета: два из них проходят летные испытания, один - статические испытания. Борт номер один - первый летный экземпляр перегнали на аэродром в Жуковский, где он проходит сертификационные испытания и совершил уже десятки полетов. Завершили производство второго летного экземпляра, который поднялся в небо 12 мая 2018 года. Идет строительство еще трех опытных машин. Для эксплуатации на гражданских линиях, я думаю, первые самолеты появятся к концу следующего года. Самым крупным заказчиком самолетов стал "Аэрофлот". С учетом того, что и мы как регион должны иметь право на самолеты, OAK и авиакомпания ИрАэро заключили контракт на поставку первого серийного МС-21. Это среднемагистральный самолет, поэтому мы сейчас как раз прорабатываем маршруты. Планируется, что борт номер один будет летать из Иркутска в Москву и в близлежащие азиатские государства.  

- Помнится, Владимир Владимирович Путин во время визита в Иркутск обещал помочь в строительстве крытого стадиона, для хоккея с мячом. Стадион будет построен? 

- Обязательно. В июле будем забивать первый колышек. Подобного зимнего стадиона за Уралом нет. Мы подсмотрели проект, который сегодня завершается к Универсиаде в Красноярском крае, только увеличив его размер под наши планы. Это полноценное поле для хоккея с мячом. Вокруг будут конькобежные дорожки: у нас много конькобежцев-чемпионов, поэтому мы должны создать условия для их тренировок. Можно также создать площадки и для керлинга. Кроме того, комплекс будет мультифункциональным, его можно будет переоборудовать под летние виды спорта - волейбол, футбол, художественную гимнастику... Он сможет принять шесть тысяч зрителей. Стоимость проекта 6,3 млрд рублей. Регион софинансирует треть. Стоит задача запустить его в начале 2020 года... 

Газета Байкальские вести, Елизавета Потоцкая

Возврат к списку

Информационные ресурсы Иркутской области