Версия для слабовидящих
Версия для печати

Выездное заседание Государственного комитета по планированию социально-экономического развития Иркутской области

08.08.2018

Выездное заседание Государственного комитета по планированию социально-экономического развития Иркутской области

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Губернатора Иркутской области С.Г. Левченко на выездном заседании Государственного комитета по планированию социально-экономического развития Иркутской области

(Усолье-Сибирское, 8 августа 2018 года)

Уважаемые коллеги! 

Сегодня мы с вами проводим первое выездное заседание Государственного комитета по планированию социально-экономического развития Иркутской области. Напомню, Комитет, или как его еще называют – Госплан Иркутской области, был создан в начале июля этого года для выполнения важнейшей задачи – разработки и реализации Первого Пятилетнего плана развития Приангарья, который мы хотим принять в октябре-ноябре 2018 года и ввести в действие с 1 января 2019 года.

Сразу скажу, и хочу настроить всех присутствующих – речь идет не о какой-то истории на злобу дня, а о долгосрочной политике Иркутской области. Первый Пятилетний план будет действовать до 2023 года, он будет исключительно прагматичным, конкретным, реализуемым и охватит все территории нашего региона. По ходу реализации плана мы, уже в 2019 году начнем формировать задачи на следующие периоды. Так что предлагаю всем засучить рукава и приготовиться к большой и долгой государственной работе.

При этом Иркутская Пятилетка не должна и не может быть только инициативой со стороны области. Нам необходима обратная связь от каждого муниципального образования, от общественных организаций, граждан. Госплан – это совместный проект всех жителей области, это в прямом смысле слова – Народный План региона на перспективу.

Я предлагаю построить сегодняшнее заседание следующим образом. Сейчас я коротко расскажу о том, что такое Госплан и какие основные направления работы мы в него закладываем. Затем более подробно о перспективах развития территорий, которые тут собрались, расскажет министр экономического развития Евгений Александрович Орачевский. По соответствующим вопросам своей компетенции, если будет необходимость, его дополнят отраслевые министры. Далее мы дадим слово главам муниципальных образований и представителям общественности.

Главные результаты, которые мы хотим получить сегодня: максимально полно донести до каждого жителя цели и задачи Первого Пятилетнего плана и услышать от вас пожелания и предложения в План – что конкретно, какие объекты, задачи должны в нем найти отражение по вашим территориям. Причем, что важно, как по социальной сфере и инфраструктуре, так и по развитию производства, сельского хозяйства.

Принимается такой порядок работы и такая концепция нашего заседания? Отлично. Тогда давайте приступим к работе.

Почему мы решили вот так, кардинально, изменить социально-экономическую политику Приангарья и перейти к государственному планированию нашего развития?

Иркутская область сейчас – один из успешных российских регионов. Наш опыт изучают не только в России, но и за рубежом, о нем пишут в прессе. За два с половиной года команда, которую мы собрали, доказала принципиальную возможность достижения хороших результатов за счет внедрения новых практик управления и реализации социальных задач.

Это заметили и наши оппоненты – они завесили всю область плакатами, где дружно присваивают себе авторство в наших свершениях. А ведь не так давно они всячески ставили нам палки в колеса и тормозили предлагаемые инициативы. Впрочем, я лично не в обиде – главное, что мы действительно достигли заметных социальных результатов и нам есть чем гордиться.

Так, мы взяли хороший темп по строительству и капитальному ремонту социальных объектов. Более двух сотен социальных строек – такого в Приангарье не было много лет и даже десятилетий. Есть и крупные промышленные стройки. Впервые за долгие годы в Иркутской области начали осваивать целину, в 2017 году собран рекордный урожай зерновых – 871 тыс. тонн. Строятся новый аэропортовый комплекс, Ледовый дворец, другие важнейшие инфраструктурные объекты.

За счет повышения качества управления доходы бюджета Иркутской области выросли более чем на 30%. Почти в два раза сократился уровень государственного долга Приангарья относительно 2015 года. По этим показателям Иркутская область сегодня входит в пятерку лидеров по России. А по сбору федеральных налогов мы в этом году вообще оказались вторыми в общероссийском рейтинге.

Теперь, на базе накопленного опыта мы можем и должны идти дальше, ставить новые задачи. Достигнутые экономические успехи мы намерены конвертировать в конкретные социальные результаты – уровень и качество жизни людей. Для этого в 2018 году в регионе начинается реализация принципиально новой не только для Приангарья, но и в целом для России Программы развития.

Первый Пятилетний план, как я уже сказал ранее, будет представлять собой конкретный набор показателей в экономике, социальной сфере, демографии, которые мы должны достичь к 2024 году. Показателей измеримых, понятных и социально ориентированных. Таких, которые смогут «пощупать» и оценить не только экономисты, но и простые граждане.

Пятилетний план будет включать в себя следующие составляющие:

Во-первых, это контрольные целевые показатели, рассчитанные на каждый год, и в целом на пять лет, по развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли, малого предпринимательства, по уровню и качеству жизни людей, состоянию социальной инфраструктуры. Подчеркну – это будет не прогноз, а именно план. Отличие в том, что прогноз - это всего лишь проекция текущего положения вещей на будущее, тогда как наш План зафиксирует цели, для достижения которых мы пропишем управленческие задачи и распределим ресурсы.

Следующая важная часть Плана – финансовый механизм. Думаю, нам надо будет подумать над составлением, помимо трехлетнего бюджета, развернутого  пятилетнего бюджетного плана. Попрошу министерство финансов Иркутской области совместно с министерством экономического развития и отраслевыми министерствами представить на этот счет свои предложения.

Следующая часть Плана - свод государственных программ, которые мы должны будем скорректировать по срокам и кругу задач, исходя из поставленных плановых целей. Эту работу нам надо будет провести максимально оперативно, так как принятие бюджета на 2019 года уже не за горами, а План мы запускаем со следующего года. Прошу министерства максимально активно включиться и дать предложения уже в ближайший месяц.

Помимо корректировки госпрограмм понадобится пакет нормативно-правовых актов, дорожных карт, которые зафиксируют технологию достижения контрольных целевых показателей. Некоторые из таких актов мы уже готовим, остальные надо будет принять до конца года. Здесь также попрошу, прежде всего, министерство экономического развития скоординировать эту работу.

В итоге Пятилетний план будет представлять собой стратегический документ, содержащий вышеперечисленные параметры и алгоритмы. Формат его принятия мы определим в ближайшее время. 

В России такого государственного планирования не было вот уже 30 лет. Во многих регионах это привело к сокращению горизонтов целеполагания, к сосредоточенности на текущих задачах в ущерб формированию долгосрочной социально-экономической политики. Произошло в целом сокращение государственного регулирования экономики, что негативно сказалось на уровне жизни населения, привело к появлению социальных разрывов.

Мы не какие-то «романтики» или идеалисты – все успешные страны мира давно внедрили в жизнь плановые механизмы. Неолиберальный миф о глобальном «свободном рынке» все больше теряет сторонников. Большинство сильных экономик как раз планируют свое развитие, бережно расходуют деньги, предпочитают долгосрочные капиталовложения с высокой социальной отдачей. За примерами далеко ходить не надо – у нас под боком Китай успешно живет по пятилетним планам. Когда-то периферийная страна – сейчас это экономический гигант. Европейские страны тоже поняли, что нельзя все отдавать на откуп рынку, во всех них действуют социальные программы и программы поддержки производства. Пора и нам в России усиливать значимость планового подхода, менять саму роль государства в экономике.

Мы намерены в рамках наших полномочий реализовать эти принципы в Иркутской области. Конкретные социальные и производственные задачи будут поставлены и решены в пятилетний срок – причем как на уровне области, так и на уровне районов и городских округов.

Хочу еще раз сориентировать присутствующих здесь глав муниципальных образований – предлагайте для внесения в Госплан не только объекты социальной сферы и инфраструктуры, но и мероприятия по развитию промышленного производства, сельского хозяйства, сферы услуг, малого предпринимательства. В ваших полномочиях есть планирование развития территорий – давайте решать эту задачу широко и системно, не ограничиваясь только какими-то узкими сферами. Каждая территория будет иметь свой пятилетний план и это должен быть план всестороннего социально-экономического развития, с итоговыми контрольными цифрами, единством целей и задач, охватом всех отраслей. Думаю, в ближайшее время министерство экономического развития предложит вам методологию комплексного планирования на вашем уровне. Жду от вас активного отклика и обратной связи. 

Теперь о том, какие задачи мы уже наметили для реализации в рамках Первого пятилетнего плана.

Первая. Рост зарплат бюджетников. Необходимо вывести нашу бюджетную сферу по зарплатам на первое место в СФО.

Одна из мер будет следующей: начиная с 2019 года врачам, учителям, некоторым другим категориям работников бюджетной сферы будет производиться ежегодная единовременная выплата – в 2019 году 10 тысяч рублей, в 2020 году – 20 тысяч рублей и далее в таком же объеме каждый год. Сейчас идет проработка механизма выплат, конкретное решение будет принято уже до конца августа.

Вторая задача. Преодоление социальных разрывов и сокращение бедности.

В настоящее время мы готовим решение о регулярной материальной помощи бедным. Сейчас прорабатываем критерии – кого относить к этой категории. Общепринято считать бедными тех, у кого доход ниже прожиточного минимума. Но мы ведь понимаем, что на прожиточный минимум в России прожить нельзя. И я лично против того, чтобы государство лукавило и считало «небедными» тех, кто живет на 12-13 тысяч рублей в месяц. Поэтому предлагаю подумать над установлением коэффициента к прожиточному минимуму, какого конкретно – пусть подскажут специалисты. Что важно – мы одновременно намерены решить задачу поддержки иркутской экономики, иркутского товаропроизводителя. Для этого я предлагаю сделать указанную материальную помощь целевой: на приобретение товаров первой необходимости. Они у нас в основном иркутского производства.

Прошу глав муниципальных образований в связи с этим проработать возможности взаимодействия с торговыми предприятиями на ваших территориях, чтобы граждане могли приобретать соответствующие пакеты товаров, разумеется – достойного качества. Вопрос будет решаться по каждому муниципальному району и городскому округу отдельно. Прошу подойти к данной, очень непростой задаче, максимально по-деловому и учесть все риски, которые могут возникнуть в ходе ее реализации.

Третья задача. Недопущение роста энерготарифов выше уровня инфляции.

Борьба по этому вопросу продолжается. Проблему решить не просто, так как компании, производящие электроэнергию, находятся не в государственной, а в частной собственности. Сейчас нами предпринимаются все меры, чтобы не допустить скачка тарифов для населения. Обращения по этому вопросу направлены федеральной власти. Создается рабочая группа для решения вопросов на уровне Иркутской области.

Четвертая задача. Предельные наценки на социально значимые товары.

Очень важно, чтобы в торговых сетях социально значимые продукты продавались с фиксированными торговыми наценками, не превышающими 10%. Чтобы решить эту задачу правительство области проведет работу с торговыми сетями и оптовиками. Будут также приняты меры по развитию потребительской кооперации.

Пятая задача. Поддержка местного сельхозпроизводителя.

Иркутская область добилась значительных успехов в сельском хозяйстве, за прошедшие два с половиной года мы приступили к активному освоению целины, расширили площади сельхозугодий, стали экспортерами сельхозпродукции. Поэтому мы можем поставить еще более амбициозные задачи: к 2020 году выйти по зерну на 1 млн. тонн ежегодно, к концу Пятилетки - качественно повысить уровень самообеспеченности по мясу и молоку, запустить не менее 20 новых молочных ферм.

Должна заработать система поддержки частных малых хозяйств – им будет максимально открыт доступ в торговые сети, на социальные рынки, в систему потребкооперации.

Шестая задача. Миллион квадратных метров доступного жилья. 

Будут проработаны меры по развитию социального жилищного строительства в целях создания рынка недорогого качественного жилья для покупки или аренды, по дополнительным мерам господдержки программ ипотечного кредитования по низкой ставке, адресной поддержки молодых семей, имеющих детей. Также необходимо в самый короткий срок полностью решить проблему так называемых обманутых дольщиков.

Седьмая задача. Промышленный рост.

В Пятилетний план будет включено развитие при государственной поддержке новых промышленных производств. Будут созданы новые рабочие места, в бюджет поступят новые налоги. Приангарье вновь, как и раньше, станет регионом больших строек. Старт этой амбициозной стратегии уже дан. В частности, в Усолье-Сибирском создается фармацевтический кластер – в его состав, помимо производства, войдут научный центр: лаборатории, опытные цеха для отработки технологий производства новых продуктов. Главный упор будет сделан на разработку и производство лекарственных препаратов для лечения туберкулеза, ВИЧ/СПИД, онкологии, гепатита, заболеваний крови. Предприятие даст две тысячи новых рабочих мест, высокую налоговую отдачу в бюджет Иркутской области.

Восьмая задача. Новые медицинские центры и поликлиники. Рост продолжительности жизни.

Сегодня в Иркутской области ожидаемая продолжительность жизни составляет 68,2 года. Мы должны добиться, чтобы к 2023 году она выросла минимум на 5 лет. Как этого достичь?

Во-первых, модернизацией сети медицинских учреждений на всей территории области. Программа строительства новых ФАПов – только начало этого масштабного проекта. Далее – в течение пяти лет будут решены вопросы, связанные с оказанием высокотехнологичной медицинской помощи жителям Приангарья. Мы планируем разработать программу подготовки и закрепления квалифицированных медицинских кадров в регионе, чтобы не только количественно, но и качественно повысить уровень развития здравоохранения в регионе. Наконец, необходимо наладить систему регулярной диагностики заболеваний с целью их выявления на ранних стадиях. Для этого будут использованы, в том числе, мобильные бригады медицинской помощи.

Девятая задача. Экологическая ответственность крупного бизнеса.

Мы считаем, что расположенные в регионе предприятия должны внедрять современные технологии и больше внимания уделять медицинским и санаторно-курортным программам для населения. Также в рамках Пятилетнего плана будут подготовлены законопроекты, меняющие систему выплат за вредные выбросы в атмосферу, загрязнение воды и почв. Ставки таких выплат должны быть увеличены, а средства направляться как в местные бюджеты, так и в областной бюджет целевым назначением – на оздоровление населения и природной среды. 

Десятая задача. Повышение качества ремонта и строительства дорог.

Уже сейчас запланировано широкое применение в этой области новых технологий, конструкций и материалов. В 2018–2023 годах в регионе будет построено более 200 км и отремонтировано более 350 км региональных дорог. При этом будут приняты меры по увеличению продолжительности службы вводимых в эксплуатацию дорог – это станет и целевым показателем качества работы чиновников, отвечающих за эту сферу. Ситуация, когда ямы на одном и том же месте латают каждый год, а асфальт укладывают в снег и в лужи – недопустима.

Одиннадцатая задача. Кратное снижение незаконных рубок леса.

В сентябре прошлого года начата реализация пилотного проекта по маркировке всей заготавливаемой древесины. На 1 июня 2018 года произошло почти двукратное сокращение незаконных рубок относительно аналогичного периода прошлого года. Наша задача – продолжать эту работу, сократив еще минимум в два раза этот показатель к концу пятилетнего периода.

Двенадцатая задача. Повышение эффективности расходов областного бюджета на строительные работы.

В настоящее время разрабатывается новая, экономически эффективная проектная документация многократного применения под большинство объектов капитального строительства, включая строительство социальных объектов: этот проект позволит сэкономить не менее 15% от расходов на строительство и до 70% от расходов на проектирование. Высвобожденные средства можно будет направить на решение социальных задач региона.

Почему взяты именно эти пункты, а не какие-нибудь другие? В Пятилетний план включаются только выполнимые, реалистичные задачи: мы живем не одним днем, и берем на себя ответственность за каждое слово и каждый пункт нашей программы.

В ближайшем будущем нам предстоит разработать алгоритмы реализации намеченных планов, а также приземлить их на конкретные территории. Именно поэтому мы и проводим выездные заседания Государственного комитета по планированию.

Благодарю за внимание.


Возврат к списку

Информационные ресурсы Иркутской области