Версия для слабовидящих
Версия для печати

Вопрос-ответ

Вопросы в сфере тарифов на коммунальные услуги

  • Как осуществляется контроль за изменением размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги
  • Учитывается ли размер платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) при соблюдении ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в 2019 году
  • Каким образом начисляется плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО)
  • Что такое двухкомпонентный тариф на горячую воду?
  • От чего зависит размер тарифа при оплате населением электрической энергии?
  • Почему стоимость коммунальных услуг в населенных пунктах области разная?
  • Почему для теплоснабжающих организаций одного города устанавливаются разные тарифы на тепловую энергию?
  • Что такое «Калькулятор коммунальных платежей»?
  • Какие органы уполномочены устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы (услуги) на территории Иркутской области?
  • Существуют ли ограничения изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в 2019 году?

  • Как осуществляется контроль за изменением размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги

    В соответствии с пунктом 61 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400,
    на территории Иркутской области осуществляется постоянный контроль за соблюдением предельных индексов в форме ежемесячного мониторинга.

    Результаты мониторинга ежемесячно размещаются в средствах массовой информации и на официальном сайте службы по тарифам Иркутской области в подразделе «Ограничение платы граждан за коммунальные услуги» раздела «Для граждан».



    Учитывается ли размер платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) при соблюдении ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в 2019 году

    С 1 января 2019 года наступила обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО (под которой понимается транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО) по единому тарифу на услугу регионального оператора по обращению с ТКО (далее – региональный оператор).

    Необходимо отметить, что на территории Иркутской области единые тарифы на услугу регионального оператора установлены впервые.

    Экономически обоснованные предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год установлены для населения в следующих размерах (с учетом НДС):

    1)  в отношении ООО «Братский Полигон ТБО» (Зона 1) – приказ службы по тарифам Иркутской области от 18 декабря 2018 года № 393-спр):

    с 1 января по 30 июня 2019 года – 595,33 руб./куб. м;

    с 1 июля по 31 декабря 2019 года – 626,96 руб./куб. м;

    2)  в отношении ООО «РТ-НЭО Иркутск» (Зона 2) –  приказ службы по тарифам Иркутской области от 18 декабря 2018 года № 394-спр):

    с 1 января по 30 июня 2019 года – 522,89 руб./куб. м;

    с 1 июля по 31 декабря 2019 года – 594,53 руб./куб. м.

    Размер платы за данную коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации исходя из объема потребляемой коммунальной услуги, определяемого исходя из нормативов накопления ТКО, утверждаемых министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, по единому тарифу на услугу регионального оператора, установленному службой по тарифам Иркутской области.

    Ранее, до 1 января 2019 года, плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов предъявлялась в составе платы за содержание жилого помещения, которая утверждалась на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, либо органами местного самоуправления, и ограничение размера которой действующим законодательством не предусмотрено.

    С 1 января 2019 года плата за обращение с ТКО впервые будет предъявляться в составе платы за коммунальные услуги, для совокупного размера которой предусмотрено ограничение с учетом предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (далее – предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

    Вместе с тем, учитывая положения Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 (подпункт «а» пункта 5), при применении предельных индексов в 2019 году плата за обращение с ТКО не будет учтена в совокупной плате за коммунальные услуги.



    Каким образом начисляется плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО)

    С 1 января 2016 года услуга по обращению с ТКО, а именно – сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО, отнесена к категории коммунальных услуг (часть 5 статьи 30, часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

    Уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов на услугу по обращению с ТКО на территории Иркутской области является служба по тарифам Иркутской области.

    Поскольку до настоящего времени государственное регулирование тарифов в области обращения с ТКО не осуществлялось, единый тариф на услугу по обращению с ТКО не установлен, порядок определения и внесения платы за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов остается прежним: указанная плата государственному регулированию не подлежит, определяется по соглашению сторон, включается и оплачивается потребителями в составе платы за содержание жилого помещения.



    Что такое двухкомпонентный тариф на горячую воду?

    Открытая система горячего водоснабжения (теплоснабжения).

    В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года
    № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

    Составные части двухкомпонентного тарифа на горячую воду, подаваемую с использованием открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения):

    - компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде компонента, равного тарифу на тепловую энергию (мощность);

    - компонент на теплоноситель принимается равным тарифу на теплоноситель.

     

    Закрытая система горячего водоснабжения.

    Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года 
    № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

    Составные части двухкомпонентного тарифа на горячую воду, подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения:

    - компонент на холодную воду устанавливается в виде ценовой ставки на холодную воду;

    - компонент на тепловую энергию устанавливается в виде ценовой ставки на тепловую энергию.



    От чего зависит размер тарифа при оплате населением электрической энергии?

     

    Размер платы за электрическую энергию для населения Иркутской области и приравненных к нему категорий потребителей определяется в зависимости от статуса муниципального образования (населенного пункта), установленного Законом Иркутской области о статусе и границах муниципального образования, на территории которого проживает (находится) потребитель электрической энергии.

    При этом наличие в составе земель населенного пункта земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, а также степень благоустройства населенного пункта, категория земельного участка и особенности присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, в данном случае, правового значения не имеют.

    Приказами службы по тарифам Иркутской области от 25 февраля 2013 года
    № 19-спр и от 26 декабря 2014 года № 762-спр предусмотрено применение на территории Иркутской области следующих понижающих коэффициентов к тарифам на электрическую энергию:

    0,99(9) – для населения Иркутской области, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для приравненных к населению категорий потребителей, находящихся в городских населенных пунктах;

    0,7 – для населения Иркутской области и приравненных к нему категорий потребителей, проживающего (находящихся) в сельских населенных пунктах.



    Почему стоимость коммунальных услуг в населенных пунктах области разная?

    Различие в размере тарифов на коммунальные услуги в разных населенных пунктах обусловлено разницей в инфраструктуре населенных пунктов, степени благоустройства жилищного фонда, объёмах реализации коммунальных услуг, уровнях энергоёмкости установленного оборудования, степени изношенности сетей и оборудования, что влияет на расходы, необходимые для поддержания систем коммунальной инфраструктуры в рабочем состоянии, наличием собственных источников добычи воды или использованием покупной воды, а также особенностями технологического процесса производства и транспортировки коммунальных услуг каждой конкретной ресурсоснабжающей организации.



    Почему для теплоснабжающих организаций одного города устанавливаются разные тарифы на тепловую энергию?

    Согласно положениям Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ
    «О теплоснабжении» подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в соответствии с принципами обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя и доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей.

    Расходы, связанные с производством и реализацией тепловой энергии, включаемые в необходимую валовую выручку теплоснабжающей организации, обусловлены объемом реализации тепловой энергии, наличием собственных источников добычи воды или использованием покупной воды, уровнем энергоемкости установленного оборудования, степенью изношенности сетей и оборудования, что влияет на размер затрат, необходимых для поддержания систем теплоснабжения в рабочем состоянии, а также особенностями технологического процесса производства и транспортировки тепловой энергии каждой теплоснабжающей организации.

    Кроме того, наиболее важным фактором, оказывающим влияние на величину тарифов энергоснабжающих организаций, является уровень цен на топливо. При этом, если тарифы на природный газ и его транспортировку подлежат государственному регулированию, то в отношении других видов топлива, таких как мазут и каменный уголь, действующим законодательством государственное регулирование цен не предусмотрено.

    Подлежащую обязательному раскрытию в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, позволяющих проанализировать структуру затрат каждой теплоснабжающей организации, а также дать оценку эффективности работы организаций в сравнении в другими организациями (аналогичными по составу эксплуатируемых объектов коммунальной инфраструктуры и техническим параметрам используемого оборудования), потребители могут
    получить в порядке, предусмотренном Стандартами раскрытия информации
    теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
    от 5 июля 2013 года № 570.



    Что такое «Калькулятор коммунальных платежей»?

    Калькулятор коммунальных платежей – это информационный инструмент, размещенный на интернет-сайтах ФАС России (www.fas.gov.ru) и службы по тарифам Иркутской области (irkobl.ru/sites/sti), предназначенный для примерного расчета размера платы граждан за коммунальные услуги исходя из данных об установленных тарифах на коммунальные ресурсы и объемах потребления, определяемых исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, или показаний индивидуальных приборов учета.

    Результаты расчета калькуляторов коммунальных платежей носят информационный характер и не являются платежным документом.



    Какие органы уполномочены устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы (услуги) на территории Иркутской области?

    Полномочиями по установлению тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (услуги) наделены:

    1) на холодную и горячую воду (в закрытой системе горячего водоснабжения), а также на водоотведение – органы регулирования муниципальных образований городских округов, городских и сельских поселений Иркутской области (в отдельных случаях – служба по тарифам Иркутской области);

    2) на тепловую энергию, горячую воду (в открытой системе горячего водоснабжения), электрическую энергию, газ, топливо твердое, топливо печное бытовое (дрова и уголь), а также услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами – служба по тарифам Иркутской области (на топливо твердое для хозяйствующих субъектов муниципальной формы собственности – органы местного самоуправления). 



    Существуют ли ограничения изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в 2019 году?

    Во исполнение статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации принят указ Губернатора Иркутской области от 14 декабря 2018 года № 259-уг, которым утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Иркутской области (далее – предельные индексы) на 2019-2023 годы.

    На 2019 год предельные индексы установлены на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Иркутской области, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации
    от 15 ноября 2018 года № 2490-р, в следующих размерах:

    на 1 полугодие 2019 года в размере 1,70%;

    на 2 полугодие 2019 года (с 1 июля 2019 года по отношению к январю 2019 года)
    в отношении отдельных муниципальных образований – 4,00%, в отношении остальных муниципальных образований – 3,00% (за исключением Алексеевского и Киренского муниципальных образований Киренского района, а также муниципального образования «Усть-Ордынское» Эхирит-Булагатского района).

    В соответствии с инициативами представительных органов муниципальных образований Иркутской области в отношении Алексеевского муниципального образования Киренского района предельный индекс определен в размере 7,00%,
    в отношении Киренского муниципального образования Киренского района
    и муниципальное  образование «Усть-Ордынское» Эхирит-Булагатского района – 6,30%.

    С положениями указа Губернатора Иркутской области от 14 декабря 2018 года
    № 259-уг можно ознакомиться по адресу:
    http://irkobl.ru/sites/sti/Files/rasporyzenie/259-уг.pdf.



    Информационные ресурсы Иркутской области