Версия для слабовидящих
Версия для печати

Вопрос-ответ

Вопросы в сфере туризма

  • Сколько туристов посещает Иркутскую область?
  • Как происходит обучение гидов-экскурсоводов? Выдаются ли им туристические свидетельства?
  • Как правильно выбрать турфирму?
  • Как узнать в какие страны небезопасно ехать отдыхать?
  • Куда обращаться с жалобами на некачественное оказание услуг в сфере туризма?
  • Как получить лицензию на турагентскую и туроператорскую деятельность?
  • Как получить государственную поддержку для реализации инвестиционного проекта в сфере туризма?

  • Сколько туристов посещает Иркутскую область?

    Ежеквартально на сайте агентства по туризму Иркутской области (далее – агентство), а также на сайте Открытого Правительства Иркутской области, размещаются отчеты о деятельности агентства, включающие раздел «Основные показатели туристской деятельности в Иркутской области».



    Как происходит обучение гидов-экскурсоводов? Выдаются ли им туристические свидетельства?

    В настоящее время методы контроля за рынком услуг экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников на территории Российской Федерации не урегулированы.

    В целях решения обозначенных вопросов Министерством культуры Российской Федерации разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников» (далее – законопроект).

    Предлагаемые законопроектом изменения направлены на повышение защиты интересов потребителей туристских услуг, упорядочение деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, обеспечение безопасности туристов при прохождении туристских маршрутов повышенной опасности, создание прозрачного и контролируемого рынка экскурсионных услуг, формирование позитивного имиджа Российской Федерации как страны, благоприятной и безопасной для туризма и отдыха.

    Также законопроектом предполагается наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации новыми полномочиями:

    - проведение аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, оказывающих услуги на туристских маршрутах;

    - организация и осуществление регионального государственного надзора за деятельностью экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов - проводников.

    Агентство по туризму Иркутской области, Сибирская Байкальская Ассоциация Туризма (СБАТ) и Информационно-туристская служба
    г. Иркутска в 2017 году заключили соглашение о сотрудничестве в сфере добровольной аккредитации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков на территории Иркутской области. Для реализации положений заключённого Соглашения на базе СБАТ и Информационно-туристской службы г. Иркутска планируется создать экспертно-методическую комиссию по проведению добровольной аккредитации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, в состав которой войдут представители Правительства Иркутской области, туристической общественности региона, высших учебных заведений; дополнительно к работе комиссии будут привлекаться краеведы, литераторы, искусствоведы и архитекторы.

    На регулярной основе курсы для гидов-экскурсоводов проводят в архитектурно-этнографический музее «Тальцы», Иркутском музее декабристов, Байкальском музее, Иркутском областном краеведческом музее. По окончании курсов выдаются аккредитационные карты. Необходимо помнить, что во многих музеях запрещено проводить экскурсии с экскурсионными группами без аккредитационных карт.

    С апреля 2017 года в ФБГУ «Заповедном Прибайкалье» проводятся обучающие семинары для гидов-проводников, работающих с туристическими группами на территории Прибайкальского национального парка. По окончании курсов выдается сертификаты на право проведения экскурсий по ООПТ.



    Как правильно выбрать турфирму?

    Чтобы сделать правильный выбор турфирмы, турист должен иметь всю необходимую и достоверную информацию обо всех деталях тура. Рекомендуем внимательно изучать условия договора о реализации туристского продукта. При заключении договоров вы можете убедиться в том, внесен ли туроператор, указанный в договоре, в Единый Федеральный реестр туроператоров. Сведения Реестра размещены в свободном доступе на сайте Ростуризма (www.russiatourism.ru).

    Также рекомендуем ознакомиться с рекомендациями для туристов, разработанными Федеральным агентством по туризму с целью минимизации рисков для потребителей туристических услуг, соблюдение которых поможет туристам заранее вычислить неблагонадежную турфирму и отказаться от ее услуг, избежав, таким образом, неприятностей: http://russiatourism.ru/news/10656/.



    Как узнать в какие страны небезопасно ехать отдыхать?

    Если вы планируете поездку в зарубежные страны, то можете ознакомиться с интересующей информацией на сайте Ростуризма http://www.russiatourism.ru в разделах «Угрозы безопасности» и «Вопросы безопасности туристов», где публикуется актуальная информация о политической и эпидемиологической ситуации в разных странах.



    Куда обращаться с жалобами на некачественное оказание услуг в сфере туризма?

    В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» (статья 4.1.) в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее также - финансовое обеспечение).

    Договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами.

    Финансовое обеспечение должно гарантировать каждому туристу или иному заказчику, заключившему договор о реализации туристского продукта:

    - возврат денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристского продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами, на которых туроператором было возложено исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта;

    - выплату денежных средств, причитающихся туристу или иному заказчику в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе денежных средств, необходимых для компенсации расходов, понесенных туристом или иным заказчиком в связи с непредвиденным выездом (эвакуацией) из страны (места) временного пребывания (далее - расходы по эвакуации).

    Страховщик обязан выплатить страховое возмещение по договору страхования ответственности туроператора по письменному требованию туриста и (или) иного заказчика при наступлении страхового случая.

    Гарант обязан уплатить денежную сумму по банковской гарантии по письменному требованию туриста и (или) иного заказчика в случае отказа туроператора возместить реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

    Основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, если это является существенным нарушением условий такого договора.

    Существенным нарушением условий договора о реализации туристского продукта признается нарушение, которое влечет для туриста и (или) иного заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.

    К существенным нарушениям туроператором договора о реализации туристского продукта относятся:

    - неисполнение обязательств по оказанию туристу и (или) иному заказчику входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению;

    - наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта.

    Иск о возмещении реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, может быть предъявлен туристом туроператору либо туроператору и страховщику (гаранту) совместно. Турист, отказавшийся от экстренной помощи, оказываемой объединением туроператоров в сфере выездного туризма за счет средств компенсационного фонда, а равно и турист, получивший такую помощь, не лишается права обратиться с требованием о возмещении реального ущерба к указанным туроператору или страховщику (гаранту).

    Выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплата денежной суммы по банковской гарантии не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

    Согласно ст.10 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №322 Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

    Жалобу на оказание некачественных туристских услуг можно направить в Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области.

    Обращаем внимание, что возникшие в поездке проблемы можно попытаться разрешить на месте. Для этого следует обратиться к представителю турфирмы, с которой заключен договор о реализации туристского продукта либо к представителю принимающей стороны. Если сразу проблему разрешить не удалось, необходимо зафиксировать факт нарушений своих прав, оформив соответствующим образом претензию, к претензии необходимости приложить копии документов, подтверждающих факт нарушения. При обращении в турфирму с претензией турист должен четко сформулировать свои требования. Претензия может быть составлена в произвольной форме и должна быть вручена под расписку турфирме, а если фирма отказывается принимать претензию, то следует направить ее по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.



    Как получить лицензию на турагентскую и туроператорскую деятельность?

    С 1 января 2007 года лицензирование туристской деятельности, туроператоров и туристических агентств на территории Российской Федерации отменено.

    Вместе с тем, следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом
    от 24 ноября 1996 года № 132-ФЭ «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 132-ФЭ) туристская деятельность это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий и реализации туристского продукта. Под туристским продуктом понимается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

    Таким образом, для ведения хозяйственной деятельности в целях реализации туристского продукта необходимо пройти процедуру государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица.

    Подробный путеводитель о порядке государственной регистрации, выбора системы налогообложения и ответы на иные часто задаваемые вопросы содержатся на официальном сайте Федеральной налоговой службы России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на электронном сервисе «Создай свой бизнес» по адресу: https://www.nalog.ru/create_business/.

    Также обращаем внимание, что в связи с принятием Федерального закона
    от 2 марта 2016 года № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» (далее – Закон № 49-ФЗ) внесены существенные изменения в части порядка осуществления деятельности туристических агентов.

    В соответствии со статьей 11.2 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 132-ФЗ) в новой редакции на объединение туроператоров в сфере выездного туризма (далее – Объединение) возложены полномочия по определению порядка предоставления туроператорами, осуществляющими деятельность в сфере выездного туризма, в Объединение сведений о турагентах, с которыми у них заключены договоры (абзац 5 ст.11.2). В свою очередь, Объединение размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» представленные туроператорами сведения о турагентах (абзац 6 ст.11.2).

    По информации Федерального агентства по туризму, в Российской Федерации функционирует единственное Объединение в форме Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ» (далее – Ассоциация «ТУРПОМОЩЬ»), которому распоряжением Правительства Российской Федерации
    от 19 ноября 2012 года № 2130-р присвоен статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма.

    16 мая 2016 года Общим собранием членов Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ» было утверждено Положение о порядке формирования и ведения Реестра (размещено на портале www.tourpom.ru)

    Создание единого реестра турагентств на базе Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ» обеспечит их регламентированное взаимодействие в экстренных ситуациях, определит порядок, сроки и виды обмена необходимой информацией, нормативно закрепит их как субъектов туристской деятельности (получение реестрового номера и свидетельства). Кроме того, реестр будет служить мерой защиты от фирм «однодневок» для потребителей, так как не вошедшие в реестр турагентства не смогут заключать договоры с туроператорами и не будут иметь права на реализацию турпродукта. Эта информация также будет доступна для потребителей на интернет-портале Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ».



    Как получить государственную поддержку для реализации инвестиционного проекта в сфере туризма?

    Правительством Иркутской области разработан ряд мер государственной поддержки предпринимательской деятельности на территории региона. К таким мерам относятся налоговые льготы, в том числе, установление дифференцированных налоговых ставок налога на прибыль отдельным категориям налогоплательщиков в части, зачисляемой в областной бюджет, предоставление льгот по налогу на имущество организаций и прочее, различные финансовые меры поддержки.

    Подробнее с условиями предоставления налоговых льгот, финансовых мер поддержки можно ознакомиться на Инвестиционном портале Иркутской области (http://invest.irkobl.ru во вкладке «Меры государственной поддержки»).

    На территории Иркутской области осуществляется следующая поддержка малого и среднего предпринимательства.

    В целях подготовки перспективных разработок к встрече с инвесторами, обеспечения инноваторов необходимым для развития бизнеса компетенциями проводится акселерационная программа стартап-школы «Тайга». Заявки для участия подаются в электронном виде на сайте: http://startuptaiga.ru/ioin. В случае включения проекта в число слушателей акселерационной программы, Вы можете рассчитывать на инфраструктурную и информационную поддержку, а также представление проекта бизнесменам города Иркутска, представителям институтов развития Российской Федерации.

    При создании и развитии собственного бизнеса в случае необходимости в получении заемных средств и недостатка поручительства по кредиту при обращении в банк, поддержку может оказать фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства «Иркутский областной гарантийный фонд», выступающий поручителем перед банками за предпринимателей при недостатке у них собственных средств.

    За более подробной информацией Вы можете обратиться к сотрудникам Гарантийного фонда по адресу: г. Иркутск, ул. Рабочая, 2а,
    оф. 501, тел. 8 (3952) 25-85-20.

    Администрация города Иркутска ежегодно проводит конкурсные мероприятия по предоставлению финансовой поддержки (субсидий) как для начинающих предпринимателей, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность менее одного года так и для других категорий предпринимателей.

    Подробную информацию о конкурсных мероприятиях, условиях, порядке и сроках предоставления субсидий можно получить в отделе поддержки предпринимательства Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска, по адресу: г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 37, каб. 10, 11, тел./ факс: 8(3952) 52-02-87,
    52-02-88 (официальный сайт: http://www.admirk.ru).

    Поддержка субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма на территории Иркутской области осуществляется в соответствии с Законом Иркутской области от 7 марта 2012 года № 9-03 «Об областной государственной поддержке туризма и туристской деятельности в Иркутской области» и предполагает оказание информационной, организационной, финансовой и имущественной поддержки.

    Порядок оказания организационной и информационной поддержки субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма на территории Иркутской области содержится в постановлении Правительства Иркутской области от 14 ноября 2012 года №
    635-пп «Об утверждении Положения о порядке организации работы по информационной и организационной областной государственной поддержке туризма и туристической деятельности в Иркутской области».

    Порядки оказания финансовой и имущественной поддержки субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма на территории Иркутской области в настоящее время не урегулированы.



    Информационные ресурсы Иркутской области