Версия для слабовидящих
Версия для печати

Вопрос-ответ

Вопросы в сфере туризма

  • Как правильно выбрать турфирму?
  • Как узнать в какие страны небезопасно ехать отдыхать?
  • Куда обращаться с жалобами на некачественное оказание услуг в сфере туризма?
  • Как получить лицензию на турагентскую и туроператорскую деятельность?
  • Как получить государственную поддержку для реализации инвестиционного проекта в сфере туризма?

  • Как правильно выбрать турфирму?

    Чтобы сделать правильный выбор турфирмы, турист должен иметь всю необходимую и достоверную информацию обо всех деталях тура. Рекомендуем внимательно изучать условия договора о реализации туристского продукта. При заключении договоров вы можете убедиться в том, внесен ли туроператор, указанный в договоре, в Единый Федеральный реестр туроператоров. Сведения Реестра размещены в свободном доступе на сайте Ростуризма (www.russiatourism.ru).

    Также рекомендуем ознакомиться с рекомендациями для туристов, разработанными Федеральным агентством по туризму с целью минимизации рисков для потребителей туристических услуг, соблюдение которых поможет туристам заранее вычислить неблагонадежную турфирму и отказаться от ее услуг, избежав, таким образом, неприятностей: http://russiatourism.ru/news/10656/.



    Как узнать в какие страны небезопасно ехать отдыхать?

    Если вы планируете поездку в зарубежные страны, то можете ознакомиться с интересующей информацией на сайте Ростуризма http://www.russiatourism.ru в разделах «Угрозы безопасности» и «Вопросы безопасности туристов», где публикуется актуальная информация о политической и эпидемиологической ситуации в разных странах.



    Куда обращаться с жалобами на некачественное оказание услуг в сфере туризма?

    В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» (статья 4.1.) в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее также - финансовое обеспечение).

    Договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами.

    Финансовое обеспечение должно гарантировать каждому туристу или иному заказчику, заключившему договор о реализации туристского продукта:

    - возврат денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристского продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами, на которых туроператором было возложено исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта;

    - выплату денежных средств, причитающихся туристу или иному заказчику в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе денежных средств, необходимых для компенсации расходов, понесенных туристом или иным заказчиком в связи с непредвиденным выездом (эвакуацией) из страны (места) временного пребывания (далее - расходы по эвакуации).

    Страховщик обязан выплатить страховое возмещение по договору страхования ответственности туроператора по письменному требованию туриста и (или) иного заказчика при наступлении страхового случая.

    Гарант обязан уплатить денежную сумму по банковской гарантии по письменному требованию туриста и (или) иного заказчика в случае отказа туроператора возместить реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

    Основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, если это является существенным нарушением условий такого договора.

    Существенным нарушением условий договора о реализации туристского продукта признается нарушение, которое влечет для туриста и (или) иного заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.

    К существенным нарушениям туроператором договора о реализации туристского продукта относятся:

    - неисполнение обязательств по оказанию туристу и (или) иному заказчику входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению;

    - наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта.

    Иск о возмещении реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, может быть предъявлен туристом туроператору либо туроператору и страховщику (гаранту) совместно. Турист, отказавшийся от экстренной помощи, оказываемой объединением туроператоров в сфере выездного туризма за счет средств компенсационного фонда, а равно и турист, получивший такую помощь, не лишается права обратиться с требованием о возмещении реального ущерба к указанным туроператору или страховщику (гаранту).

    Выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплата денежной суммы по банковской гарантии не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

    Согласно ст.10 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №322 Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

    Жалобу на оказание некачественных туристских услуг можно направить в Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области.

    Обращаем внимание, что возникшие в поездке проблемы можно попытаться разрешить на месте. Для этого следует обратиться к представителю турфирмы, с которой заключен договор о реализации туристского продукта либо к представителю принимающей стороны. Если сразу проблему разрешить не удалось, необходимо зафиксировать факт нарушений своих прав, оформив соответствующим образом претензию, к претензии необходимости приложить копии документов, подтверждающих факт нарушения. При обращении в турфирму с претензией турист должен четко сформулировать свои требования. Претензия может быть составлена в произвольной форме и должна быть вручена под расписку турфирме, а если фирма отказывается принимать претензию, то следует направить ее по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.



    Как получить лицензию на турагентскую и туроператорскую деятельность?

    С 1 января 2007 года лицензирование туристской деятельности, туроператоров и туристических агентств на территории Российской Федерации отменено.

    Вместе с тем, следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом
    от 24 ноября 1996 года № 132-ФЭ «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 132-ФЭ) туристская деятельность это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий и реализации туристского продукта. Под туристским продуктом понимается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

    Таким образом, для ведения хозяйственной деятельности в целях реализации туристского продукта необходимо пройти процедуру государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица.

    Подробный путеводитель о порядке государственной регистрации, выбора системы налогообложения и ответы на иные часто задаваемые вопросы содержатся на официальном сайте Федеральной налоговой службы России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на электронном сервисе «Создай свой бизнес» по адресу: https://www.nalog.ru/create_business/.

    Также обращаем внимание, что в связи с принятием Федерального закона
    от 2 марта 2016 года № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» (далее – Закон № 49-ФЗ) внесены существенные изменения в части порядка осуществления деятельности туристических агентов.

    В соответствии со статьей 11.2 Федерального закона от 24 ноября 1996 года №
    132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 132-ФЗ) в новой редакции на объединение туроператоров в сфере выездного туризма (далее – Объединение) возложены полномочия по определению порядка предоставления туроператорами, осуществляющими деятельность в сфере выездного туризма, в Объединение сведений о турагентах, с которыми у них заключены договоры (абзац 5 ст.11.2). В свою очередь, Объединение размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» представленные туроператорами сведения о турагентах (абзац 6 ст.11.2).

    По информации Федерального агентства по туризму, в Российской Федерации функционирует единственное Объединение в форме Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ» (далее – Ассоциация «ТУРПОМОЩЬ»), которому распоряжением Правительства Российской Федерации
    от 19 ноября 2012 года № 2130-р присвоен статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма.

    16 мая 2016 года Общим собранием членов Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ» было утверждено Положение о порядке формирования и ведения Реестра (размещено на портале www.tourpom.ru)

    Создание единого реестра турагентств на базе Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ» обеспечит их регламентированное взаимодействие в экстренных ситуациях, определит порядок, сроки и виды обмена необходимой информацией, нормативно закрепит их как субъектов туристской деятельности (получение реестрового номера и свидетельства). Кроме того, реестр будет служить мерой защиты от фирм «однодневок» для потребителей, так как не вошедшие в реестр турагентства не смогут заключать договоры с туроператорами и не будут иметь права на реализацию турпродукта. Эта информация также будет доступна для потребителей на интернет-портале Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ».



    Как получить государственную поддержку для реализации инвестиционного проекта в сфере туризма?

    Правительством Иркутской области разработан ряд мер государственной поддержки предпринимательской деятельности на территории региона. К таким мерам относятся налоговые льготы, в том числе, установление дифференцированных налоговых ставок налога на прибыль отдельным категориям налогоплательщиков в части, зачисляемой в областной бюджет, предоставление льгот по налогу на имущество организаций и прочее, различные финансовые меры поддержки.

    Подробнее с условиями предоставления налоговых льгот, финансовых мер поддержки можно ознакомиться на Инвестиционном портале Иркутской области (http://invest.irkobl.ru во вкладке «Меры государственной поддержки»).

    На территории Иркутской области осуществляется следующая поддержка малого и среднего предпринимательства.

    В целях подготовки перспективных разработок к встрече с инвесторами, обеспечения инноваторов необходимым для развития бизнеса компетенциями проводится акселерационная программа стартап-школы «Тайга». Заявки для участия подаются в электронном виде на сайте: http://startuptaiga.ru/ioin. В случае включения проекта в число слушателей акселерационной программы, Вы можете рассчитывать на инфраструктурную и информационную поддержку, а также представление проекта бизнесменам города Иркутска, представителям институтов развития Российской Федерации.

    При создании и развитии собственного бизнеса в случае необходимости в получении заемных средств и недостатка поручительства по кредиту при обращении в банк, поддержку может оказать фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства «Иркутский областной гарантийный фонд», выступающий поручителем перед банками за предпринимателей при недостатке у них собственных средств.

    За более подробной информацией Вы можете обратиться к сотрудникам Гарантийного фонда по адресу: г. Иркутск, ул. Рабочая, 2а,
    оф. 501, тел. 8 (3952) 25-85-20.

    Администрация города Иркутска ежегодно проводит конкурсные мероприятия по предоставлению финансовой поддержки (субсидий) как для начинающих предпринимателей, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность менее одного года так и для других категорий предпринимателей.

    Подробную информацию о конкурсных мероприятиях, условиях, порядке и сроках предоставления субсидий можно получить в отделе поддержки предпринимательства Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска, по адресу: г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 37, каб. 10, 11, тел./ факс: 8(3952) 52-02-87,
    52-02-88 (официальный сайт: http://www.admirk.ru).

    Поддержка субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма на территории Иркутской области осуществляется в соответствии с Законом Иркутской области от 7 марта 2012 года № 9-03 «Об областной государственной поддержке туризма и туристской деятельности в Иркутской области» и предполагает оказание информационной, организационной, финансовой и имущественной поддержки.

    Порядок оказания организационной и информационной поддержки субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма на территории Иркутской области содержится в постановлении Правительства Иркутской области от 14 ноября 2012 года №
    635-пп «Об утверждении Положения о порядке организации работы по информационной и организационной областной государственной поддержке туризма и туристической деятельности в Иркутской области».

    Порядки оказания финансовой и имущественной поддержки субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма на территории Иркутской области в настоящее время не урегулированы.



    Информационные ресурсы Иркутской области