Версия для слабовидящих
Версия для печати

Вопрос-ответ

Вопросы по регулированию отношений в сфере осуществления закупок для государственных нужд Иркутской области

  • По вопросам о необходимости и порядке списания неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) подрядчику в рамках заключенного контракта в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ
  • По вопросу об обеспечении федеральным и муниципальными заказами организаций инвалидов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.12.2015 № 1343 (далее – Постановление № 1343)

  • По вопросам о необходимости и порядке списания неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) подрядчику в рамках заключенного контракта в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ

    Согласно части 6 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

    В силу части 6.1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2016
    № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее - постановление № 190) соответствующие случаи и порядок определены.

    Заказчику необходимо иметь в виду следующее:

    Во-первых, в соответствии с постановлением № 190 установлено, что заказчики предоставляют отсрочку и списывают начисленные неустойки только при условии завершения в полном объеме в 2016 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключение гарантийных обязательств.

    Во-вторых, предоставление отсрочки и списание начисленных сумм неустоек осуществляется заказчиком в определенном порядке, в соответствии с которым заказчик поставлен в зависимость от суммы неустойки, которая должна быть подтверждена актами сверки задолженностей:

    - если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней);

    - если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик: предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года или осуществляет списание 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;

    - если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20 процентов цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.

    В-третьих, факт предоставления отсрочки и списания начисленных сумм неустоек должен быть удостоверен, так п. 4 постановления № 190 обязывает заказчика направить поставщику уведомление в письменной форме, соответственно необходимо проконтролировать получение такого уведомления в отношении сумм задолженностей контрактов.

    Порядок списания начисленных неустоек (штрафов, пеней) установлен приказом министерства финансов Иркутской области от 11.04.2016 № 31н-мпр
    «Об установлении положений о порядке списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)», утвержденным в соответствии с частью 6.1. статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ и пунктом 5 постановления № 190.

    Обращаем внимание на то, что исходя из положений пункта 4 порядка, утвержденного приказом № 31н-мпр, списанию подлежит неуплаченная задолженность. В случае, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным неустойкам была произведена оплата, решение о ее списании не принимается, денежные средства организации не возвращаются. Соответствующие разъяснения также были изложены в письме Минфина России от 27.10.2015 № 02-02-04/6154. Несмотря на то, что разъяснения были даны в рамках постановления Правительства Российской Федерации о случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)», в 2016 году действует аналогичный порядок, в связи с чем, разъяснения остаются актуальными и в отношении 2016 года.

    Также отмечаем, что списание задолженности по начисленным неустойкам является обязанностью заказчика, а не его правом, что следует из буквального толкования пункта 1 постановления № 190, аналогичная позиция изложена в судебной практике (постановление Арбитражного суд Западно-Сибирского округа от 22.01.2016 № Ф04-28134/2015 по делу № А46-3302/2015; постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.03.2016
    № Ф06-6317/2016 по делу№ А06-4184/2015).

    Учитывая вышеизложенное, в случае если подрядчик исполнил обязательства по заключенному контракту в полном объеме в 2016 году, предоставление отсрочки и списание начисленных сумм неустоек должно быть осуществлено заказчиком в определенном порядке, в зависимости от суммы неустойки, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в установленной сфере.



    По вопросу об обеспечении федеральным и муниципальными заказами организаций инвалидов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.12.2015 № 1343 (далее – Постановление № 1343)

    Постановлением № 1343 не регламентируется вопрос обеспечения организаций инвалидов государственными и муниципальными заказами, а дополняется Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 341
    «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта» (далее – Постановление № 341) на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД)
    ОК 034-2014.

    Согласно части 3 статьи 29 Федерального закона № 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 процентов в соответствии с Правилами предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта, утвержденными Постановлением № 341.

    Предоставление преференций организациям инвалидов обусловлено необходимостью обеспечения мер государственной поддержки организаций инвалидов для укрепления и расширения производственной базы специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, повышения уровня занятости лиц с ограничениями жизнедеятельности для обеспечения их экономической независимости, а также необходимостью повышения конкурентоспособности товаров, работ и услуг, производимых объединениями инвалидов, их организациями и учреждениями.

    В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 24.11.1995
    № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание поддержки общественным объединениям инвалидов также может осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в части социально ориентированных некоммерческих организаций, кроме того, на организации, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25 процентов, распространяется действие Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ
    «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» при соответствии данных организаций требованиям, установленным указанным Федеральным законом, за исключением пункта 1 части 1 статьи 4 указанного Федерального закона.



    Информационные ресурсы Иркутской области