Версия для слабовидящих
Версия для печати

Вопрос-ответ

Вопросы жилищного строительства

  • Какое жилье относится к жилью экономического класса?
  • Достройка индивидуальных жилых домов (по договорам подряда ООО «Варяг» с гражданами на территории Иркутского района)
  • Достройка объектов капитального строительства (по которым имеются судебные решения о сносе объекта)
  • Достройка объектов капитального строительства (по объектам, которые состоят в реестре «проблемных» объектов Иркутской области)
  • Оказание содействия в устранении строительных недостатков (дефектов) в домах, построенных в рамках программ переселения из аварийного жилищного фонда
  • Содействие в получении социальной выплаты в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области» на 2014-2020 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014-2020 годы
  • Несогласие с предоставляемым жилым помещением взамен аварийного, находящегося в собственности у гражданина
  • Улучшение жилищных условий (увеличение площади нового жилого помещения) в соответствии с количеством членов семьи
  • Содействие в признании дома аварийным и подлежащим расселению и сносу
  • Переселение из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года
  • Оказание содействия в переселении из аварийного жилищного фонда

  • Какое жилье относится к жилью экономического класса?

    В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 года № 800/пр «Об утверждении условий отнесения жилых помещений к жилью экономического класса» к жилью экономического класса могут быть отнесены следующие жилые помещения:

    1) отдельно стоящий жилой дом площадью не более 200 квадратных метров с количеством этажей не более чем три, расположенный на земельном участке площадью не более 1 500 квадратных метров, предназначенный для проживания одной семьи;

    2) блок площадью не более 200 квадратных метров, входящий в состав нескольких блоков жилого дома блокированной застройки с количеством этажей не более чем три, который предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке площадью не более 400 квадратных метров и имеет выход на территорию общего пользования;

    3) квартира в деревянном, кирпичном, крупнопанельном или крупноблочном многоквартирном доме площадью не менее 20 и не более 150 квадратных метров, которая обеспечена инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

    2. Жилые помещения, указанные в пункте 1, подлежат отнесению к жилью экономического класса при соблюдении следующих условий:

    1) жилое помещение не признано в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания и не расположено в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

    2) проектирование, строительство жилого дома или жилого дома блокированной застройки, многоквартирного дома, в которых расположено жилое помещение, произведено в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.



    Достройка индивидуальных жилых домов (по договорам подряда ООО «Варяг» с гражданами на территории Иркутского района)

    Гражданами с ООО «Варяг» заключены договоры подряда на строительство индивидуальных жилых домов.

    Для разрешения сложившейся ситуации предлагаем Вам следующее:

    Обратиться в органы прокуратуры, так как в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органами прокуратуры осуществляется надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

    Согласно части 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

    Учитывая, что на сегодняшний день имеются судебные акты, подтверждающие неправомерность действий ООО «Варяг», допущенных при строительстве жилых домов и исполнении обязательств по Договорам, Вы вправе обратиться в органы судебной власти за защитой.



    Достройка объектов капитального строительства (по которым имеются судебные решения о сносе объекта)

    Участникам строительства объектов для достройки объекта и ввода его в эксплуатацию в судебном порядке необходимо выполнить следующие действия:

    - организовать из собственников объекта (после признания судом долей за участниками строительства) жилищно-строительный кооператив, зарегистрировать его в установленном порядке, общим собранием собственников избрать председателя кооператива;

    - организовать проведение строительно-технической экспертизы объекта;

    - за счет средств кооператива разработать проектную документацию по реконструкции объекта в многоквартирный жилой дом, получить технические условия для подключения его к инженерным сетям города;

    - получить разрешение на реконструкцию объекта;

    - после проведения реконструкции объекта осуществить мероприятия, связанные с вводом многоквартирного жилого дома в эксплуатацию в судебном порядке.

    Выделение бюджетных средств на достройку данных объектов действующим законодательством не предусмотрено.



    Достройка объектов капитального строительства (по объектам, которые состоят в реестре «проблемных» объектов Иркутской области)

    На территории Иркутской области введение реестра пострадавших граждан и застройщиков «проблемных» объектов (постановление Правительства Иркутской области от 17.12.2016 № 331-пп) осуществляет служба государственного строительного надзора Иркутской области (далее – Служба). К полномочиям Службы, согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 13.04.2012 № 216-пп, относится осуществление контроля и надзора по привлечению денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.

    Служба организовывает проведение заседаний комиссии по вопросам, связанным с исполнением застройщиками своих обязательств перед гражданами, участвующими в долевом строительстве, в Иркутской области (постановление Правительства Иркутской области от 02.09.2013 № 331-пп), по результатам которых вырабатываются практические рекомендации, необходимые для завершения строительства «проблемных» объектов.

    Кроме того, Служба, согласно ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных жилых домов и иных объектов недвижимости» (далее - Федеральный закон № 214-ФЗ), наделена полномочиями по обращению в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов (оплате неустойки, убытков, а также компенсации морального вреда согласно ч.2 ст. 6, ч. 9 ст. 4, ст. 10 Федерального закона № 214-ФЗ и ст.15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей») участников долевого строительства, возникающих в связи с просрочкой со стороны застройщика исполнения обязательств по договорам долевого участия по передаче им жилых помещений.

    Выделение бюджетных средств на достройку многоквартирных жилых домов, построенных с привлечением средств участников долевого строительства, действующим законодательством не предусмотрено.




    Оказание содействия в устранении строительных недостатков (дефектов) в домах, построенных в рамках программ переселения из аварийного жилищного фонда

    Министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области в рамках полномочий главного распорядителя бюджетных средств осуществляются взаимодействия с органами местного самоуправления в решении вопросов надлежащего исполнения подрядными организациями своих гарантийных обязательств в части устранения строительных недостатков (дефектов) допущенных в ходе строительства домов в рамках переселения из аварийного жилищного фонда.

    Следует отметить, что в первую очередь по факту принятия мер по устранению замечаний необходимо обращаться в местную администрацию, в случае бездействия администрации обращаться в министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области по номеру телефона 8 (3952) 707-331.



    Содействие в получении социальной выплаты в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области» на 2014-2020 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014-2020 годы

    Согласно условиям подпрограммы социальные выплаты являются дополнительной мерой социальной поддержки и предоставляются гражданам, которые самостоятельно улучшили свои жилищные условия путем покупки жилья на первичном рынке с помощью ипотечного кредита, согласно очередности в пределах лимитов финансирования, направленных из областного бюджета на реализацию подпрограммы. Объем финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета ежегодно уточняется законом Иркутской области об областном бюджете.

    Согласно Закону Иркутской области от 21 декабря 2016 года № 121-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» финансирование мероприятий в 2017 году не предусмотрено. Приказом министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области от 20 января 2017 года № 5-мпр «О приостановлении действия приказа министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области от 23 октября 2013 года № 60-мпр» в связи с отсутствием финансирования приостановлено действие подпрограммы, в том числе прием документов, до 1 января 2018 года.

    При выделении средств из областного бюджета на реализацию подпрограммы граждане, состоящие в очереди, будут извещены в установленном порядке. Выплаты будут произведены согласно очередности.



    Несогласие с предоставляемым жилым помещением взамен аварийного, находящегося в собственности у гражданина

    В случае расселения жилых помещений, находящихся в собственности граждан, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам может быть выплачена выкупная стоимость жилого помещения. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

    Собственник жилого помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения в соответствии с установленными жилищным законодательством сроками. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

    Согласно статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма в связи с выселением, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, соответствующим установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

    В случае, если граждане полагают, что их права нарушаются, они вправе обратиться в суд либо в органы прокуратуры за защитой нарушенных прав.



    Улучшение жилищных условий (увеличение площади нового жилого помещения) в соответствии с количеством членов семьи

    Предоставление гражданам в связи с признанием аварийным и подлежащим сносу дома, в котором находится занимаемое ими жилое помещение, другого жилого помещения носит компенсационный характер.

    Мероприятия по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда направлены не на улучшение жилищных условий граждан, а на сокращение численности аварийного жилищного фонда в Иркутской области. В последующем граждане могут воспользоваться правом в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий получить или приобрести жилье, удовлетворяющее потребности семьи, в рамках других социальных программ Иркутской области, направленных на улучшение жилищных условий граждан.



    Содействие в признании дома аварийным и подлежащим расселению и сносу

    Для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции внесению жилых домов в реестры аварийных жилых домов муниципальной программы граждане вправе, в соответствии с пунктом 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации

    от 28 января 2006 года № 47, обратиться с заявлением в администрацию муниципального образования о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с приложением следующих документов:

    - заявление о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

    - копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

    - заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома;

    - заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания – по усмотрению заявителя.

    После предоставления требуемых документов комиссия рассмотрит поступившее заявление и по результатам рассмотрения примет решение.



    Переселение из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года

    Министерством строительства совместно с муниципальными образованиями Иркутской области на постоянной основе ведется работа по формированию реестра аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию после 1 января 2012 года.

    Во исполнение Указа Президента Российской Федерации                        от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в целях обеспечения непрерывности осуществления мероприятий по ликвидации аварийного жилищного фонда и переселения из него граждан, в течение первого полугодия 2019 года планируется разработать и внедрить комплекс мероприятий по совершенствованию механизмов по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.

    На основании того, что 28 ноября 2018 года принят Федеральный закон

    № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда», планируется расселять аварийный жилищный фонд, признанный таковым по состоянию на 1 января 2017 года.

    Тем не менее, органы местного самоуправления вправе расселять аварийные жилые дома за счет своих средств.



    Оказание содействия в переселении из аварийного жилищного фонда

    В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно

    В соответствии со статьями 14, 16 Федерального закона

    от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение граждан жилыми помещениями относится к вопросам местного значения.

    Муниципальное образование самостоятельно принимает решение о включении признанных в установленном порядке аварийных жилых домов в реестр аварийного жилищного фонда муниципального образования.



    Информационные ресурсы Иркутской области