Версия для слабовидящих
Версия для печати

Вопрос-ответ

Вопросы в сфере образования

  • Могут ли апостиль быть признан недействительным в странах, где они будут предъявлен?
  • Если я уже получил апостиль, нужно ли делать что-то еще, чтобы доказать подлинность подписи или печати на моем официальном документе?
  • Как апостиль крепится к официальному документу?
  • Учитываются ли требования, предъявляемые к спортивному оборудованию при соискании лицензии по дополнительным образовательным программам?
  • На основании каких норм законодательства лицензирующий орган может отказать соискателю лицензии в получении лицензии на осуществление образовательной деятельности?
  • Необходимо ли аккредитовывать новую образовательную программу, если она относится к ранее аккредитованной укрупненной группе профессий (специальностей)?
  • В каком случае может быть приостановлено действие государственной аккредитации образовательной деятельности?
  • Можно ли работать учителем-логопедом или учителем-дефектологом при наличии высшего профессионального образования, не относящегося к области логопедия, и профессиональной переподготовки по программе «Логопедия»?
  • Какие требования к образованию педагога будут предъявляться после введения профессионального стандарта «Педагог», если учитель одновременно ведет различные предметы (например: МХК и географию)?
  • Можно ли занимать должность учителя, имея высшее или среднее профессиональное образование, не относящееся к направлению «Образование и педагогика» или к области, не соответствующей преподаваемому предмету
  • Может ли внеурочная деятельность в школе осуществляться с привлечением организаций дополнительного образования?
  • Ученице 18 лет. Окончила 10 класс с «2» по трем предметам. Как переводить её в 11 класс? В соответствии со ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ликвидировать академическую задолженность можно в течение года. Ученицей какого
  • Можно ли зачислить ребенка в дошкольную образовательную организацию, не имея постоянной регистрации по месту расположения дошкольной образовательной организации?
  • Должна ли администрация образовательной организации отчислить обучающегося 9 класса, не прошедшего государственную итоговую аттестацию, из образовательной организации?
  • Законна ли летняя трудовая практика обучающихся в школе?
  • Должна ли школа выдавать личные дела по заявлению родителей выбывающих учащихся без справки-подтверждения с нового места учебы?
  • Возможно ли продолжить обучение при наличии украинского аттестата или получить работу на законных основаниях в России, имея диплом специалиста с высшим профессиональным образованием, полученным на территории Украины?
  • Какие требования предъявляются к помещению для осуществления медицинской деятельности в образовательной организации?
  • В какой срок должна быть переоформлена лицензия на осуществление образовательной деятельности в связи с реорганизацией в форме присоединения?
  • Должна ли автономная некоммерческая организация, оказывающая услуги по присмотру и уходу за детьми младшего школьного возраста, иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности?
  • Какие требования установлены к помещениям, предназначенным для проведения занятий по дополнительным профессиональным программам?
  • Правила предоставления места в муниципальные детские образовательные организации на общих основаниях в с учетом первоочередного (внеочередного) права
  • Повышение родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях
  • Формы поддержки молодых специалистов
  • Несоответствие минимальной заработной платы минимальному размеру оплаты труда
  • Выплата стимулирующих надбавок
  • Повышение заработной платы обслуживающему и техническому персоналу
  • Все ли профессиональные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, обязаны для получения лицензии предоставить справку о наличии специальных условий для получения образования
  • Какова процедура лицензирования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сетевой форме реализации?
  • Какой орган осуществляет лицензирование филиала образовательной организации, расположенного и осуществляющего деятельность на территории иного субъекта Российской Федерации, отличного от субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрировано юр. лицо?
  • Необходимо ли при лицензировании образовательной деятельности требовать от всех организаций (включая автошколы, учреждения дополнительного образования детей, учебные центры и т.п.) соблюдения всех положений статьи 37 и статьи 41 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ
  • В каких случаях организация, осуществляющая образовательную деятельность, лишается государственной аккредитации?
  • Предоставляются ли государственная услуга по государственной аккредитации образовательной деятельности на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг?
  • Вправе ли образовательная организация отозвать заявление о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности в части одной или нескольких образовательных программ?
  • На какой срок будет переоформлено свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности в случае реорганизации образовательного учреждения в форме присоединения к ней другого образовательного учреждения?
  • Должен ли педагогический работник, имея среднее профессиональное образование по специальности «учитель начальных классов», пройти переподготовку или повышение квалификации для работы в детском саду в качестве воспитателя?
  • Может ли общеобразовательная организация проводить промежуточную аттестацию в течение каникул для обучающихся, имеющих академическую задолженность?
  • Должны ли родители приобретать учебные пособия за свой счет?
  • Появилось понятие «индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность». Должны ли они получать лицензию на образовательную деятельность? Могут ли они реализовывать дополнительные профессиональные программы?
  • Надо ли вносить в приложение к лицензии на осуществление образовательной деятельности дополнительное место осуществления образовательной деятельности по профессиональному обучению?

  • Могут ли апостиль быть признан недействительным в странах, где они будут предъявлен?

    Апостиль, выпущенный в соответствии с требованиями Конвенции, должен приниматься в странах их предъявления.

    Апостиль может быть отклонен если и когда:

    его происхождение не может быть удостоверено (т.е., если и когда информация в апостиле не соответствуют с информации в регистре компетентного органа, предположительно выпустившего апостиль);

    формальные поля принципиально отличаются от полей образца сертификата, приложенного к Конвенции.

    Несмотря на то, что апостиль должен максимально соответствовать образцу свидетельства, приложенного к Конвенции, на практике апостили, выпускаемые компетентными органами, различаются по оформлению, размерам, цветам и любым дополнительным элементам, разрешенными для свидетельства. Такие различия во внешнем виде не могут являться основанием для отказа от принятия апостиля.

    Незакрепление апостиля требуемым образом не является основанием для отказа от его принятия. Факт того, что апостиль был закреплен способом отличным от способов, практикуемых страной-получателем, не является основанием для отказа от принятия апостиля.

    Наличие в апостиле дополнительного текста за пределами бланка с десятью пронумерованными стандартными полями не является основанием для отказа от принятия апостиля.

    «Апостилированное свидетельство» проставленное страной,
    не являющейся участницей Конвенции, должно отклоняться во всех странах как противоречащее Конвенции.



    Если я уже получил апостиль, нужно ли делать что-то еще, чтобы доказать подлинность подписи или печати на моем официальном документе?

    Нет. Апостиль, проставленный соответствующим компетентным органом, является единственным требованием для установления подлинности подписи или печати на официальном документе и установления компетенции лица или организации, подписавшей или скрепившей печатью официальный документ.

    При соблюдении Конвенции, апостиль является единственной процедурой, требуемой для установления происхождения официального документа – для определения подлинности официального документа не могут быть предъявлены никакие дополнительные требования.



    Как апостиль крепится к официальному документу?

    Апостиль должен проставляться непосредственно на официальном документе или на отдельном прикрепленном листе (т.н. аллонже). Апостиль может крепиться различными средствами, в том числе резиновым штампом, самоклеящимся стикером, рельефной печатью, и так далее.

    Если апостиль расположен на аллонже, то последний может быть прикреплен к официальному документу-основанию различными средствами, в т.ч. клеем, крепежными кольцами, скрепками, лентами, сургучными печатями и т.д. Несмотря на то, что все вышеперечисленные методы предусмотрены Конвенцией, компетентные органы предпочитают использование более надежных средств крепления с целью обеспечения целостности апостиля. Незакрепление апостиля требуемым образом
    не является основанием для отказа от его принятия.

    ВНИМАНИЕ!

    Никогда не открепляйте апостиль, вне зависимости от того, где он расположен: непосредственно на официальном документе или на аллонже!



    Учитываются ли требования, предъявляемые к спортивному оборудованию при соискании лицензии по дополнительным образовательным программам?

    Безусловно, такие требования учитываются. Соискателю лицензии (лицензиату) необходимо пройти процедуру сертификации спортивных ворот в специализированных организациях, включенных Федеральной службой аккредитации в реестр аккредитованных лиц и имеющих соответствующие аттестаты аккредитации (http://188.254.71.82/rao_rf_pub/).

    Данные требования обозначены подпунктом «б» пункта 4 Положения о лицензировании; постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2015 года № 309 «О внесении изменения в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации» и ГОСТами:

    ГОСТ Р 55664-2013 «Оборудование для спортивных игр. Ворота футбольные. Требования и методы испытаний с учетом безопасности» (приказ Росстандарта от 28 октября 2013 года № 1269-ст);

    ГОСТ Р 55665-2013 «Оборудование для спортивных игр. Ворота
    для минифутбола и гандбола. Требования и методы испытаний с учетом безопасности» (приказ Росстандарта от 28 октября 2013 года № 1270-ст);

    ГОСТ Р 55666-2013 «Оборудование для спортивных игр. Ворота хоккейные. Требования и методы испытаний с учетом безопасности» (приказ Росстандарта от 28 октября 2013 года № 1271-ст).



    На основании каких норм законодательства лицензирующий орган может отказать соискателю лицензии в получении лицензии на осуществление образовательной деятельности?

    Лицензирующий орган может отказать в предоставлении лицензии соискателю лицензии в двух случаях:

    1) соискателем лицензии нарушены требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательных программ заявленных к лицензированию лицензионным требованиям (подпункты а) - ж) пункта 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966);

    2) соискателем лицензии представлены недостоверные сведения (часть 7 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 4 мая
    2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

    Таким образом, отказ возможен на основании установленного несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и наличия недостоверной информации в заявлении и прилагаемых к нему документах.



    Необходимо ли аккредитовывать новую образовательную программу, если она относится к ранее аккредитованной укрупненной группе профессий (специальностей)?

    Нет. В соответствии со статьей 92 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и относятся к имеющим государственную аккредитацию укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, являются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию.



    В каком случае может быть приостановлено действие государственной аккредитации образовательной деятельности?

    Действие государственной аккредитации образовательной деятельности может быть приостановлено полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся при проведении контроля качества образования
    по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.

    В случае неустранения в установленный срок выявленного несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся образовательная организация может быть лишена государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей.



    Можно ли работать учителем-логопедом или учителем-дефектологом при наличии высшего профессионального образования, не относящегося к области логопедия, и профессиональной переподготовки по программе «Логопедия»?

    На основании статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учитель должен иметь среднее или высшее профессиональное образование, отвечающее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

    Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») к квалификации учителя-дефектолога, учителя-логопеда (логопеда) установлены требования: высшее профессиональное образование в области дефектологии.

    Наличие высшего профессионального образования и профессиональной переподготовки по программе «Логопедия» (с присвоением квалификации «Логопед)» не дает право его обладателю заниматься профессиональной деятельностью по должности учителя-дефектолога, учителя-логопеда (логопеда).



    Какие требования к образованию педагога будут предъявляться после введения профессионального стандарта «Педагог», если учитель одновременно ведет различные предметы (например: МХК и географию)?

    Педагогу, имеющему высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», преподающему одновременно различные учебные предметы, согласно требованиям профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного Приказом Минтруда России от 18 октября
    2013 года №544н (ред. от 5 августа 2016 года), достаточно пройти обучение по программам повышения квалификации по каждому учебному предмету.



    Можно ли занимать должность учителя, имея высшее или среднее профессиональное образование, не относящееся к направлению «Образование и педагогика» или к области, не соответствующей преподаваемому предмету

    Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

    Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») установлены следующие требования к квалификации учителя: высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

    Таким образом, для полного соответствия квалификационным требованиям необходимо пройти обучение по дополнительной профессиональной программе по направлению деятельности.

    Кроме того, лица, не имеющие специальной подготовки, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности (пункт 9 вышеуказанного Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих).



    Может ли внеурочная деятельность в школе осуществляться с привлечением организаций дополнительного образования?

    Внеурочная деятельность является частью основной общеобразовательной программы. Образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. В период каникул используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и организаций дополнительного образования.Положения о возможности реализации образовательных программ в сетевой форме содержатся в пункте 17 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, пункте 16 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, пункте 16 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 413.

    При организации внеурочной деятельности через сетевую форму реализации образовательных программ организация дополнительного образования и общеобразовательная организация должны заключить договор о сетевом взаимодействии в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». При этом в общеобразовательной организации должен быть принят локальный нормативный акт о порядке зачета образовательных результатов, полученных обучающимися в организации дополнительного образования.



    Ученице 18 лет. Окончила 10 класс с «2» по трем предметам. Как переводить её в 11 класс? В соответствии со ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ликвидировать академическую задолженность можно в течение года. Ученицей какого

    В соответствии с частью 8 статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. Обучающаяся в данном случае будет условно переведена в 11 класс. Срок ликвидации академической задолженности устанавливается образовательной организацией самостоятельно в пределах одного года. Год является максимальным сроком для прохождения повторной промежуточной аттестации для ликвидации академической задолженности, образовательная организация вправе установить более сжатые сроки.

    В том случае, если обучающаяся не ликвидирует академическую задолженность в установленные сроки, по усмотрению ее родителей (законных представителей) она будет оставлена на повторное обучение (в 10 классе), переведена на обучение по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (в 10 или 11 классе, в зависимости от программы), либо на обучение по индивидуальному учебному плану (в 10 или 11 классе, если индивидуальный учебный план позволит освоить образовательную программу в должном объеме).

    Порядок ликвидации академической задолженности должен быть урегулирован соответствующим локальным нормативным актом образовательной организации, например положением, регулирующим периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, или отдельным положением о ликвидации академической задолженности.



    Можно ли зачислить ребенка в дошкольную образовательную организацию, не имея постоянной регистрации по месту расположения дошкольной образовательной организации?

    В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статья 43 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

    В соответствии с пунктом 5 статьи 63 Федерального «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня по месту проживания ребенка. В нормативных правовых актах федерального уровня не установлены ограничения на прием детей в дошкольные образовательные организации по причине отсутствия у ребенка или его родителей (законных представителей) постоянной регистрации по месту расположения указанной дошкольной образовательной организации.



    Должна ли администрация образовательной организации отчислить обучающегося 9 класса, не прошедшего государственную итоговую аттестацию, из образовательной организации?

    Согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) по образовательным программам основного общего образования (пункт 61 приказа Минобрнауки России от 25 декабря 2013 года № 1394) и письму Минобрнауки России от 24 апреля 2014 года № НТ-443/08 «О продолжении обучения лиц, не прошедших государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» обучающиеся, не прошедшие ГИА, обязаны освоить образовательные программы основного общего образования и, по усмотрению родителей (законных представителей), могут продолжить обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, либо вне таких организаций.

    В случае принятия родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося решения о повторном обучении, обучающийся не отчисляется из общеобразовательной организации, а по решению педагогического совета на основании письменного заявления родителей и приказа руководителя учреждения оставляется на повторное обучение с правом пройти государственную итоговую аттестацию в сроки и формах, устанавливаемых Минобрнауки России.

    Если родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося принято решение о продолжении обучения в другой форме семейного образования, обучающийся отчисляется из образовательной организации на основании письменного заявления родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающегося с выдачей справки об обучении и вправе пройти экстерном ГИА по соответствующим предметам в сроки и формах, устанавливаемых Минобрнауки России.



    Законна ли летняя трудовая практика обучающихся в школе?

    Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается (часть 4 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

    В целях рассмотрения вопроса о привлечении обучающегося к трудовой практике необходимо оповестить его родителей (законных представителей) о том, что обучающийся может быть привлечен к работе в летний период, и получить не только их письменное согласие, но и согласие обучающегося. Принуждать детей к труду без их согласия и согласия их родителей является незаконным.

    Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в образовательной организации и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. 



    Должна ли школа выдавать личные дела по заявлению родителей выбывающих учащихся без справки-подтверждения с нового места учебы?
    Согласно Порядку и условиям осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующего уровня и направленности, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12 марта 2014 года № 177, на основании заявления совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об отчислении в порядке перевода исходная организация издает распорядительный акт об отчислении обучающегося в порядке перевода с указанием принимающей организации и выдает личное дело обучающегося, документы, содержащие информацию об успеваемости обучающегося в текущем учебном году, заверенные печатью исходной организации и подписью ее руководителя (уполномоченного им лица).

    Таким образом, законодательно не закреплена обязанность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся предоставлять наряду с заявлением дополнительно справку, подтверждающую факт принятия (согласия на принятие) обучающегося в другую образовательную организацию в порядке перевода. При этом пунктом 12 указанного Порядка предусматривается, что принимающая организация при зачислении обучающегося, отчисленного из исходной организации, в течение двух рабочих дней с даты издания распорядительного акта о зачислении обучающегося в порядке перевода письменно уведомляет исходную организацию о номере и дате распорядительного акта о зачислении обучающегося в принимающую организацию.



    Возможно ли продолжить обучение при наличии украинского аттестата или получить работу на законных основаниях в России, имея диплом специалиста с высшим профессиональным образованием, полученным на территории Украины?

    Между Российской Федерацией и Украиной действует ряд международных договоров о взаимном признании документов государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях, выдаваемые на территориях государств, а также на документы государственного образца, выдаваемые учреждениями образования каждой из стран, расположенными на территории других государств. Под их действие не подпадают документы об образовании и (или) квалификации, выданные на Украине с 16.05.1992 по 26.05.2000.

    Таким образом, иностранное образование, подтверждаемое соответствующим документом, подпадающим под действие международных договоров, может быть признано на территории Российской Федерации без прохождения процедуры признания, т.е. выдача свидетельства о признании иностранного образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации не предусмотрена (на основании части 3 статьи 107 Закона «Об образовании в Российской Федерации»).

    Если иностранное образование и (или) иностранная квалификация не отвечают условиям международных договоров, признание иностранного образования и (или) квалификации осуществляется через соответствующую процедуру, которая проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

    Обращаем внимание, для решения вопроса о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации в Российской Федерации необходимо представить в Рособрнадзор или подведомственное ему ФГБНУ «Главэкспертцентр» нотариально заверенные копии документа об образовании и приложения (если оно предусмотрено) с переводом на русский язык.

    Более подробную информацию о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации в Российской Федерации (в том числе официальные тексты международных договоров Российской Федерации в сфере признания) можно получить:

    - на официальном сайте Национального информационного центра по информационному обеспечению процедуры признания на территории Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве;

    - по телефону справочной службы ФГБНУ «Главэкспертцентр» +7(495)3171710.

    СПРАВКА

    В соответствии с Федеральным законом от 24.05.1999 № 99-ФЗ
    «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» Российская Федерация является правопреемником и правопродолжателем Российского государства, Российской республики, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

    Поэтому образование, полученное на Украине до 15.05.1992,
    в настоящее время на территории Российской Федерации не может считаться иностранным образованием, в связи с чем процедура признания такого образования не нужна. 



    Какие требования предъявляются к помещению для осуществления медицинской деятельности в образовательной организации?

     В соответствии с частью 3 статьи 41 Федерального закона
    от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности. Данное помещение оснащается образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение №3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации
    от 5 ноября 2013 года № 822н).



    В какой срок должна быть переоформлена лицензия на осуществление образовательной деятельности в связи с реорганизацией в форме присоединения?

    В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основанием для переоформления лицензии на осуществление образовательной деятельности является реорганизация образовательных учреждений в форме присоединения при наличии лицензии у присоединяемого юридического лица.

    Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона от 4 мая 2011 года
    № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» заявление
    о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы должны быть представлены в службу не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

    До переоформления лицензии правопреемник реорганизованных образовательных учреждений вправе оказывать образовательные услуги
    по реализации образовательных программ, указанных в лицензиях,
    за исключением оказания услуг по другим адресам. В случае изменения адреса места осуществления образовательной деятельности по реализации образовательных программ необходимо переоформление лицензии по данному основанию в установленном порядке.



    Должна ли автономная некоммерческая организация, оказывающая услуги по присмотру и уходу за детьми младшего школьного возраста, иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности?

    Согласно пункту 34 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) деятельность по присмотру и уходу за детьми представляет собой комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня и не является образовательной.

    В соответствии с частью 1 статьи 91 указанного Федерального закона лицензированию подлежит только образовательная деятельность.

    Учитывая изложенное, основания для получения автономной некоммерческой организацией лицензии на осуществление образовательной деятельности в связи с созданием групп присмотра и ухода за детьми младшего школьного возраста отсутствуют.



    Какие требования установлены к помещениям, предназначенным для проведения занятий по дополнительным профессиональным программам?

    Законодательством об образовании не установлены определенные требования к помещениям, предназначенным для проведения учебных занятий в сфере дополнительного профессионального образования.

    Вместе с тем, статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно- педагогических условий.

    Таким образом, требования к помещениям могут быть заложены в дополнительной профессиональной программе, разработанной и утвержденной самой организацией дополнительного профессионального образования, а именно в разделе «Организационно-педагогические условия реализации программы».



    Правила предоставления места в муниципальные детские образовательные организации на общих основаниях в с учетом первоочередного (внеочередного) права
    Прием детей в муниципальные дошкольные образовательные организации регулируется нормативно - правовым документом муниципального образования. При приеме ребенка в дошкольную образовательную организацию муниципальными органами управления образованием, в соответствии с установленными нормами, учитываются: дата обращения родителей (законных представителей) с заявлением на устройство ребенка (детей), наличие права на первоочередное (внеочередное) предоставление места, соблюдение санитарно - эпидемиологических требований к условиям пребывания детей.
    Прием ребенка в дошкольную организацию возможен только в порядке существующей очередности и на общих основаниях с другими детьми или с учетом первоочередного (внеочередного) права на основании Закона Иркутской области от 23.10.2006 г. 3 63-03 (ред. от 04.10.2014 г.) «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей» (дети прокуроров, следователей прокуратуры, дети судей, дети военнослужащих, дети сотрудников полиции и т.д.)

    Повышение родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях

    Увеличение размера родительской платы произведено на основании изменения стоимости затрат по присмотру и уходу, а также в связи с изменениями норм питания в дошкольных образовательных организациях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПнН 2.4.1.3 049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». 
    В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, установленном постановлением Правительства Иркутской области от 20 марта 2014 года № 135-пл «Об установлении среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях Иркутской области, реализующих программу дошкольного образования», а именно, двадцать процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход на первого ребенка, пятьдесят процентов размера такой платы на второго ребенка, семьдесят процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.



    Формы поддержки молодых специалистов
    - молодым специалистам до 29 лет из числа педагогических работников, впервые приступившим к работе по специальности в образовательных организациях устанавливается дополнительный повышающий коэффициент от минимального оклада (ставки): 20 процентов (до 3 лет работы); 10 процентов (от 3 до 5 лет работы); 5 процентов (от 5 до 7 лет работы).
    - выплачивается единовременная выплата (подъемные) и предоставляется служебное жилье на муниципальном уровне.
    - в г. Бодайбо, Мамско-ЧуЙском н Братском районах молодому специалисту оплачивается проезд до места работы.
    - ежегодно министерством образования Иркутской области выплачивается единовременное денежное пособие молодым специалистам в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 28.02.2008 года №35- па «О единовременном денежном пособии молодым специалистам из числа педагогических работников» в размере 20 000-25 000 руб.
    - в министерстве образования Иркутской области работает кадровое агентство «Учитель», которым оказывается содействие выпускникам ВУЗов и молодым специалистам в поиске вакансий н дальнейшем трудоустройстве в сфере образования.


    Несоответствие минимальной заработной платы минимальному размеру оплаты труда
    Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная
    плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного -»
    федеральным законом минимального размера оплаты труда.
    Учитывая предельный дефицит областного бюджета н имеющиеся первоочередные обязательства региона по реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606, принятие положительного решения по данному вопросу затруднительно.


    Выплата стимулирующих надбавок
    Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения в пределах годовых бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.
    При определении видов и размеров выплат стимулирующего характера учитывается не только успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде, инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации
    труда, но и качественная подготовка и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения, а также участие в течение месяца в выполнении особо важных работ и мероприятий.


    Повышение заработной платы обслуживающему и техническому персоналу
    Установление штатных расписаний, положений об оплате труда, а также расчет заработной платы работников образовательной организации, относится к полномочиям руководителя образовательной организации.
    В рамках возможностей бюджета Иркутской области с 1 мая 2013 года на 10% была увеличена заработная плата низкооплачиваемым категориям рабочих и служащих, а также учебно-вспомогательному персоналу: младшим воспитателям, вожатым, гардеробщикам, техникам, слесарям, заведующим хозяйством, дворникам, сторожам, поварам и другим.
    Правительством Иркутской области проводится анализ сложившегося уровня заработной платы работников бюджетной сферы, не определенных «майскими» Указами Президента Российской Федерации, и вырабатывается механизм дальнейшего повышения заработной платы данных категорий работников.


    Все ли профессиональные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, обязаны для получения лицензии предоставить справку о наличии специальных условий для получения образования

    Профессиональные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, для получения лицензии предоставляют справку о наличии специальных условий для получения образования обучающимися
    с ограниченными возможностями здоровья. Порядок организации
    и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для лиц
    с ограниченными возможностями здоровья, определен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013
    № 464. В профессиональных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, не предусматривающих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть созданы условия для беспрепятственного подхода/подъезда к образовательным организациям (цветное противоскользящее дорожное покрытие, пандусы, ограждения, расширенные дверные проемы), а также размещенный в доступном месте информационный стенд (с перечнем реализуемых программ, расписанием и т.д.), адаптированный официальный сайт в сети Интернет (для инвалидов по зрению) с дублированной звуковой справочной информацией (для инвалидов по слуху).



    Какова процедура лицензирования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сетевой форме реализации?
    Согласно части 1 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЭ,
    лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Формы реализации образовательных программ лицензированию не подлежат.
    Таким образом, при реализации образовательных программ в любой форме должны соблюдаться все лицензионные требования, предусмотренные Положением о лицензировании.


    Какой орган осуществляет лицензирование филиала образовательной организации, расположенного и осуществляющего деятельность на территории иного субъекта Российской Федерации, отличного от субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрировано юр. лицо?

    В соответствий с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» особенности лицензирования образовательной деятельности могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление данного вида деятельности. В связи с этим лицензирование образовательной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 99-ФЗ, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 29.12.2012
    № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Если нормы Федерального закона № 273-ФЗ в части лицензирования образовательной деятельности вступают в противоречие с нормами Федерального закона
    № 99-ФЗ, то применяются нормы Федерального закона № 273-Ф3. Так, согласно части 2 статьи 91 Федерального закона № 273-Ф3 соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. Возможность выступать в качестве соискателя лицензии филиалам законодательством Российской Федерации в сфере образования не предусмотрена. В соответствии с законодательством в сфере образования и на основании Гражданского кодекса Российской Федераций (статья 55) образовательным учреждением для осуществления образовательной деятельности на территории другого субъекта Российской Федерации создается филиал. Согласно частям 2, 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Следовательно, филиал является неотъемлемой частью юридического лица. При ликвидации юридического лица ликвидируется и филиал. Кроме того, исходя из норм части 4 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ, лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности, утвержденные приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1320, не предусматривают возможности предоставления лицензии на осуществление образовательной деятельности филиалу. Учитывая изложенное, лицензирование филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность, производится тем же лицензирующим органом, к компетенции которого относится лицензирование самого юридического лица.



    Необходимо ли при лицензировании образовательной деятельности требовать от всех организаций (включая автошколы, учреждения дополнительного образования детей, учебные центры и т.п.) соблюдения всех положений статьи 37 и статьи 41 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ

    Согласно статье 37 и статье 41 Федерального закона № 273-ФЗ организация питания и охрана здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Охрана здоровья предусматривает: организацию питания обучающихся; определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий
    и продолжительности каникул; пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания
    в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям
    и требованиям для осуществления медицинской деятельности (часть 3 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ). Согласно части 4 статьи 41 Федерального закона № 273-Ф3, организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание
    в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность,
    в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
    и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
    В соответствии с пунктами 4 и 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (далее - Положение
    о лицензировании) лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности и лицензиату, является наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся. Согласно пункту 10 Положения о лицензировании, для получения лицензии ее соискатель (лицензиат) представляет в лицензирующий орган копии документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся, а образовательная организация представляет сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Как отмечалось выше, образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Организации, осуществляющие обучение, могут предоставить информацию о наличии условий для охраны здоровья обучающихся. Подтверждением наличия созданных условий для охраны здоровья обучающихся могут являться как документы, подтверждающие заключение договорных отношений с медицинской организацией на оказание медико-санитарной помощи, так и документы, предоставляющие право соискателю лицензии самостоятельно осуществлять такую медицинскую деятельность. Организация питания осуществляется, прежде всего, в строгом соответствии с требованиями санитарных правил и нормативов (СанПиН). Следовательно, если в отношении некоторых организаций, осуществляющих образовательную деятельность, такие требования не установлены, эти организации должны создать условия для питания. Такими условиями могут быть: наличие места для приема пищи, кулера для воды, микроволновой печи, снекового автомата и т.п.).



    В каких случаях организация, осуществляющая образовательную деятельность, лишается государственной аккредитации?

    Аккредитационный орган лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований: повторное в течение срока действия государственной аккредитации нарушение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, законодательства в сфере образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца; истечение срока приостановления действия государственной аккредитации (при отсутствии оснований для возобновления действия государственной аккредитации). Организация, осуществляющая образовательную деятельность, лишается государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии основания для лишения государственной аккредитации по одной или нескольким реализуемым ею основным профессиональным образовательным программам.



    Предоставляются ли государственная услуга по государственной аккредитации образовательной деятельности на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг?

    В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечни государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах, утверждаются: 1) актом Правительства Российской Федерации - для государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов; 2) нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - для государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальными государственными внебюджетными фондами. Перечень государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу «одного окна», в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов и рекомендуемый перечень государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано по принципу «одного окна», в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года № 797. Предоставление государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг данными Перечнями, не предусмотрено.



    Вправе ли образовательная организация отозвать заявление о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности в части одной или нескольких образовательных программ?
    В соответствии с пунктом 62 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе отозвать заявление о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности на любом этапе государственной аккредитации до принятия решения аккредитационным органом.
    При этом организация, осуществляющая образовательную деятельность, не может отозвать заявление о проведении государственной аккредитаций образовательной деятельности, которое было представлено в аккредитационный орган для проведения государственной аккредитации образовательной деятельности и принято к рассмотрению по существу, в части одной или нескольких образовательных программ.


    На какой срок будет переоформлено свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности в случае реорганизации образовательного учреждения в форме присоединения к ней другого образовательного учреждения?
    В соответствии с частью 22 статьи 92 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    Должен ли педагогический работник, имея среднее профессиональное образование по специальности «учитель начальных классов», пройти переподготовку или повышение квалификации для работы в детском саду в качестве воспитателя?
    Должность воспитателя, которая согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761 н,
    относится к должностям педагогических работников. Квалификационной характеристикой по должности «воспитатель» установлены требования к уровню квалификации такого педагогического работника (не включая старшего) - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика»
    без предъявления требований к стажу работы.
    Таким образом, педагогический работник, имея среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика»
    (педагогическое образование), соответствует установленным квалификационным требованиям и имеет право на занятие должности «воспитатель»,


    Может ли общеобразовательная организация проводить промежуточную аттестацию в течение каникул для обучающихся, имеющих академическую задолженность?
    В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» каникулы являются плановыми перерывами при получении образования для отдыха и иных социальных целей и временем отдыха обучающихся, поэтому учебный процесс в этот период общеобразовательной организацией не проводится.

    Должны ли родители приобретать учебные пособия за свой счет?
    Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет бюджетного финансирования Российской Федерации и местных бюджетов.
    Библиотечный фонд школы должен быть укомплектован печатными и электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут осуществлять платные дополнительные образовательные услуги за счет средств физических и (или) юридических лиц, которые не входят в обязательное образование.


    Появилось понятие «индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность». Должны ли они получать лицензию на образовательную деятельность? Могут ли они реализовывать дополнительные профессиональные программы?
    Индивидуальные предприниматели могут осуществлять образовательную деятельность только по основным и дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения (часть 3 статьи 32 Федерального закона № 273-ФЗ). Реализация дополнительных профессиональных программ индивидуальными предпринимателями Федеральным законом № 273-ФЗ не предусматривается.
    При этом индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно, то есть индивидуально, имеют право не проходить процедуру лицензирования образовательной деятельности.


    Надо ли вносить в приложение к лицензии на осуществление образовательной деятельности дополнительное место осуществления образовательной деятельности по профессиональному обучению?
    В соответствии с частью 4 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой
    по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования,
    а также адреса мест осуществления образовательной деятельности,
    за исключением мест осуществления образовательной деятельности
    по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.


    Информационные ресурсы Иркутской области