Версия для слабовидящих
Версия для печати

Вопрос-ответ

Вопросы в сфере образования

  • Возможно ли продолжить обучение при наличии украинского аттестата или получить работу на законных основаниях в России, имея диплом специалиста с высшим профессиональным образованием, полученным на территории Украины?
  • Какие требования предъявляются к помещению для осуществления медицинской деятельности в образовательной организации?
  • В какой срок должна быть переоформлена лицензия на осуществление образовательной деятельности в связи с реорганизацией в форме присоединения?
  • Должна ли автономная некоммерческая организация, оказывающая услуги по присмотру и уходу за детьми младшего школьного возраста, иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности?
  • Какие требования установлены к помещениям, предназначенным для проведения занятий по дополнительным профессиональным программам?
  • Обязана ли частная образовательная организация дополнительного профессионального образования иметь помещение для осуществления медицинской деятельности?
  • Правила предоставления места в муниципальные детские образовательные организации на общих основаниях в с учетом первоочередного (внеочередного) права
  • Повышение родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях
  • Формы поддержки молодых специалистов
  • Несоответствие минимальной заработной платы минимальному размеру оплаты труда
  • Выплата стимулирующих надбавок
  • Повышение заработной платы обслуживающему и техническому персоналу
  • Все ли профессиональные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, обязаны для получения лицензии предоставить справку о наличии специальных условий для получения образования
  • Какова процедура лицензирования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сетевой форме реализации?
  • Какой орган осуществляет лицензирование филиала образовательной организации, расположенного и осуществляющего деятельность на территории иного субъекта Российской Федерации, отличного от субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрировано юр. лицо?
  • Необходимо ли при лицензировании образовательной деятельности требовать от всех организаций (включая автошколы, учреждения дополнительного образования детей, учебные центры и т.п.) соблюдения всех положений статьи 37 и статьи 41 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ
  • В каких случаях организация, осуществляющая образовательную деятельность, лишается государственной аккредитации?
  • Предоставляются ли государственная услуга по государственной аккредитации образовательной деятельности на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг?
  • Вправе ли образовательная организация отозвать заявление о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности в части одной или нескольких образовательных программ?
  • На какой срок будет переоформлено свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности в случае реорганизации образовательного учреждения в форме присоединения к ней другого образовательного учреждения?
  • В адрес нашего образовательного учреждения от проверяющего органа поступило уведомление о предстоящей плановой проверке. Спустя один день такие же уведомления были получены еще от трех надзорных органов. Вправе ли образовательное учрежденне ходатайств
  • Должен ли педагогический работник, имея среднее профессиональное образование по специальности «учитель начальных классов», пройти переподготовку или повышение квалификации для работы в детском саду в качестве воспитателя?
  • В какой форме представляется отчет по исполнению предписания, выданного по результатам проверки?
  • По каким программам в настоящее время образовательные организации осуществляют подготовку водителей транспортных средств?
  • Какие мероприятий может проводить служба по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области при проведении плановых проверок?
  • В учебный план 1-4 классов введены часы внеурочной деятельности (по 2 часа), родители интересуются, обязательно ли все учащиеся должны посещать эти занятия или по желанию, ведь многие дети занимаются еще в доп. образовании?
  • Какими нормативными правовыми документами необходимо руководствоваться при составлении учебного плана по программам VII вида?
  • Должен ли оцениваться комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», реализуемый как обязательный в 4-х классах в рамках БУП-2004 и по ФГОС начального общего образования?
  • Может ли общеобразовательная организация проводить промежуточную аттестацию в течение каникул для обучающихся, имеющих академическую задолженность?
  • Насколько принципиально соблюдение структуры основной образовательной программы школы?
  • Заработная плата младшего персонала в детском саду ниже прожиточного минимума. Почему?
  • Правомерно ли закрытие детского сада на ремонт в летний период? Обязаны ли предоставить место в другом саду?
  • Должны ли родители приобретать учебные пособия за свой счет?
  • Появилось понятие «индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность». Должны ли они получать лицензию на образовательную деятельность? Могут ли они реализовывать дополнительные профессиональные программы?
  • Какими нормативными правовыми актами регламентируется порядок лицензирования образовательной деятельности?
  • В Федеральном законе № 273-ФЗ говорится о том, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется по подвидам дополнительного образования. Что под этим понимается? Какие подвиды доп. образования могут реализовывать проф.обр.организации?
  • Надо ли вносить в приложение к лицензии на осуществление образовательной деятельности дополнительное место осуществления образовательной деятельности по профессиональному обучению?

  • Возможно ли продолжить обучение при наличии украинского аттестата или получить работу на законных основаниях в России, имея диплом специалиста с высшим профессиональным образованием, полученным на территории Украины?

    Между Российской Федерацией и Украиной действует ряд международных договоров о взаимном признании документов государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях, выдаваемые на территориях государств, а также на документы государственного образца, выдаваемые учреждениями образования каждой из стран, расположенными на территории других государств. Под их действие не подпадают документы об образовании и (или) квалификации, выданные на Украине с 16.05.1992 по 26.05.2000.

    Таким образом, иностранное образование, подтверждаемое соответствующим документом, подпадающим под действие международных договоров, может быть признано на территории Российской Федерации без прохождения процедуры признания, т.е. выдача свидетельства о признании иностранного образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации не предусмотрена (на основании части 3 статьи 107 Закона «Об образовании в Российской Федерации»).

    Если иностранное образование и (или) иностранная квалификация не отвечают условиям международных договоров, признание иностранного образования и (или) квалификации осуществляется через соответствующую процедуру, которая проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

    Обращаем внимание, для решения вопроса о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации в Российской Федерации необходимо представить в Рособрнадзор или подведомственное ему ФГБНУ «Главэкспертцентр» нотариально заверенные копии документа об образовании и приложения (если оно предусмотрено) с переводом на русский язык.

    Более подробную информацию о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации в Российской Федерации (в том числе официальные тексты международных договоров Российской Федерации в сфере признания) можно получить:

    - на официальном сайте Национального информационного центра по информационному обеспечению процедуры признания на территории Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве;

    - по телефону справочной службы ФГБНУ «Главэкспертцентр» +7(495)3171710.

    СПРАВКА

    В соответствии с Федеральным законом от 24.05.1999 № 99-ФЗ
    «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» Российская Федерация является правопреемником и правопродолжателем Российского государства, Российской республики, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

    Поэтому образование, полученное на Украине до 15.05.1992,
    в настоящее время на территории Российской Федерации не может считаться иностранным образованием, в связи с чем процедура признания такого образования не нужна. 



    Какие требования предъявляются к помещению для осуществления медицинской деятельности в образовательной организации?

     В соответствии с частью 3 статьи 41 Федерального закона
    от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности. Данное помещение оснащается образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение №3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации
    от 5 ноября 2013 года № 822н).



    В какой срок должна быть переоформлена лицензия на осуществление образовательной деятельности в связи с реорганизацией в форме присоединения?

    В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основанием для переоформления лицензии на осуществление образовательной деятельности является реорганизация образовательных учреждений в форме присоединения при наличии лицензии у присоединяемого юридического лица.

    Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона от 4 мая 2011 года
    № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» заявление
    о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы должны быть представлены в службу не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

    До переоформления лицензии правопреемник реорганизованных образовательных учреждений вправе оказывать образовательные услуги
    по реализации образовательных программ, указанных в лицензиях,
    за исключением оказания услуг по другим адресам. В случае изменения адреса места осуществления образовательной деятельности по реализации образовательных программ необходимо переоформление лицензии по данному основанию в установленном порядке.



    Должна ли автономная некоммерческая организация, оказывающая услуги по присмотру и уходу за детьми младшего школьного возраста, иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности?

    Согласно пункту 34 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) деятельность по присмотру и уходу за детьми представляет собой комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня и не является образовательной.

    В соответствии с частью 1 статьи 91 указанного Федерального закона лицензированию подлежит только образовательная деятельность.

    Учитывая изложенное, основания для получения автономной некоммерческой организацией лицензии на осуществление образовательной деятельности в связи с созданием групп присмотра и ухода за детьми младшего школьного возраста отсутствуют.



    Какие требования установлены к помещениям, предназначенным для проведения занятий по дополнительным профессиональным программам?

    Законодательством об образовании не установлены определенные требования к помещениям, предназначенным для проведения учебных занятий в сфере дополнительного профессионального образования.

    Вместе с тем, статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно- педагогических условий.

    Таким образом, требования к помещениям могут быть заложены в дополнительной профессиональной программе, разработанной и утвержденной самой организацией дополнительного профессионального образования, а именно в разделе «Организационно-педагогические условия реализации программы».



    Обязана ли частная образовательная организация дополнительного профессионального образования иметь помещение для осуществления медицинской деятельности?

    Частью 3 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) закреплено, что образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

    В соответствии с пунктом 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 (далее - Положение) для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган копии документов, подтверждающих наличие помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

    Кроме того, согласно подпункту «в» пункта 4 и подпункту «в» пункта 6 Положения одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также лицензионное требование к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона об образовании.

    Согласно пункту 9 Положения несоблюдение лицензиатом, установленных подпунктом «в» пункта 6 Положения требований, является грубым нарушением лицензионных требований и условий.

    Обращаем внимание, что Положением не установлены требования к образовательной организации в части наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности и штатного медицинского работника.

    Требования к помещению для осуществления медицинской деятельности установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 года № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

    При заключении между образовательной организацией и медицинской организацией договора на медицинское обслуживание работников и обучающихся медицинская организация обязана получить лицензию на медицинскую деятельность по адресу помещения, предоставленного образовательной организацией.

    Учитывая изложенное, организация дополнительного профессионального образования, в том числе и частная, обязана иметь помещение для осуществления медицинской деятельности, соответствующее установленным требованиям.



    Правила предоставления места в муниципальные детские образовательные организации на общих основаниях в с учетом первоочередного (внеочередного) права
    Прием детей в муниципальные дошкольные образовательные организации регулируется нормативно - правовым документом муниципального образования. При приеме ребенка в дошкольную образовательную организацию муниципальными органами управления образованием, в соответствии с установленными нормами, учитываются: дата обращения родителей (законных представителей) с заявлением на устройство ребенка (детей), наличие права на первоочередное (внеочередное) предоставление места, соблюдение санитарно - эпидемиологических требований к условиям пребывания детей.
    Прием ребенка в дошкольную организацию возможен только в порядке существующей очередности и на общих основаниях с другими детьми или с учетом первоочередного (внеочередного) права на основании Закона Иркутской области от 23.10.2006 г. 3 63-03 (ред. от 04.10.2014 г.) «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей» (дети прокуроров, следователей прокуратуры, дети судей, дети военнослужащих, дети сотрудников полиции и т.д.)

    Повышение родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях

    Увеличение размера родительской платы произведено на основании изменения стоимости затрат по присмотру и уходу, а также в связи с изменениями норм питания в дошкольных образовательных организациях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПнН 2.4.1.3 049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». 
    В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, установленном постановлением Правительства Иркутской области от 20 марта 2014 года № 135-пл «Об установлении среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях Иркутской области, реализующих программу дошкольного образования», а именно, двадцать процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход на первого ребенка, пятьдесят процентов размера такой платы на второго ребенка, семьдесят процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.



    Формы поддержки молодых специалистов
    - молодым специалистам до 29 лет из числа педагогических работников, впервые приступившим к работе по специальности в образовательных организациях устанавливается дополнительный повышающий коэффициент от минимального оклада (ставки): 20 процентов (до 3 лет работы); 10 процентов (от 3 до 5 лет работы); 5 процентов (от 5 до 7 лет работы).
    - выплачивается единовременная выплата (подъемные) и предоставляется служебное жилье на муниципальном уровне.
    - в г. Бодайбо, Мамско-ЧуЙском н Братском районах молодому специалисту оплачивается проезд до места работы.
    - ежегодно министерством образования Иркутской области выплачивается единовременное денежное пособие молодым специалистам в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 28.02.2008 года №35- па «О единовременном денежном пособии молодым специалистам из числа педагогических работников» в размере 20 000-25 000 руб.
    - в министерстве образования Иркутской области работает кадровое агентство «Учитель», которым оказывается содействие выпускникам ВУЗов и молодым специалистам в поиске вакансий н дальнейшем трудоустройстве в сфере образования.


    Несоответствие минимальной заработной платы минимальному размеру оплаты труда
    Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная
    плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного -»
    федеральным законом минимального размера оплаты труда.
    Учитывая предельный дефицит областного бюджета н имеющиеся первоочередные обязательства региона по реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606, принятие положительного решения по данному вопросу затруднительно.


    Выплата стимулирующих надбавок
    Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения в пределах годовых бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.
    При определении видов и размеров выплат стимулирующего характера учитывается не только успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде, инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации
    труда, но и качественная подготовка и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения, а также участие в течение месяца в выполнении особо важных работ и мероприятий.


    Повышение заработной платы обслуживающему и техническому персоналу
    Установление штатных расписаний, положений об оплате труда, а также расчет заработной платы работников образовательной организации, относится к полномочиям руководителя образовательной организации.
    В рамках возможностей бюджета Иркутской области с 1 мая 2013 года на 10% была увеличена заработная плата низкооплачиваемым категориям рабочих и служащих, а также учебно-вспомогательному персоналу: младшим воспитателям, вожатым, гардеробщикам, техникам, слесарям, заведующим хозяйством, дворникам, сторожам, поварам и другим.
    Правительством Иркутской области проводится анализ сложившегося уровня заработной платы работников бюджетной сферы, не определенных «майскими» Указами Президента Российской Федерации, и вырабатывается механизм дальнейшего повышения заработной платы данных категорий работников.


    Все ли профессиональные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, обязаны для получения лицензии предоставить справку о наличии специальных условий для получения образования

    Профессиональные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, для получения лицензии предоставляют справку о наличии специальных условий для получения образования обучающимися
    с ограниченными возможностями здоровья. Порядок организации
    и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для лиц
    с ограниченными возможностями здоровья, определен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013
    № 464. В профессиональных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, не предусматривающих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть созданы условия для беспрепятственного подхода/подъезда к образовательным организациям (цветное противоскользящее дорожное покрытие, пандусы, ограждения, расширенные дверные проемы), а также размещенный в доступном месте информационный стенд (с перечнем реализуемых программ, расписанием и т.д.), адаптированный официальный сайт в сети Интернет (для инвалидов по зрению) с дублированной звуковой справочной информацией (для инвалидов по слуху).



    Какова процедура лицензирования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сетевой форме реализации?
    Согласно части 1 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЭ,
    лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Формы реализации образовательных программ лицензированию не подлежат.
    Таким образом, при реализации образовательных программ в любой форме должны соблюдаться все лицензионные требования, предусмотренные Положением о лицензировании.


    Какой орган осуществляет лицензирование филиала образовательной организации, расположенного и осуществляющего деятельность на территории иного субъекта Российской Федерации, отличного от субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрировано юр. лицо?

    В соответствий с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» особенности лицензирования образовательной деятельности могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление данного вида деятельности. В связи с этим лицензирование образовательной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 99-ФЗ, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 29.12.2012
    № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Если нормы Федерального закона № 273-ФЗ в части лицензирования образовательной деятельности вступают в противоречие с нормами Федерального закона
    № 99-ФЗ, то применяются нормы Федерального закона № 273-Ф3. Так, согласно части 2 статьи 91 Федерального закона № 273-Ф3 соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. Возможность выступать в качестве соискателя лицензии филиалам законодательством Российской Федерации в сфере образования не предусмотрена. В соответствии с законодательством в сфере образования и на основании Гражданского кодекса Российской Федераций (статья 55) образовательным учреждением для осуществления образовательной деятельности на территории другого субъекта Российской Федерации создается филиал. Согласно частям 2, 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Следовательно, филиал является неотъемлемой частью юридического лица. При ликвидации юридического лица ликвидируется и филиал. Кроме того, исходя из норм части 4 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ, лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности, утвержденные приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1320, не предусматривают возможности предоставления лицензии на осуществление образовательной деятельности филиалу. Учитывая изложенное, лицензирование филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность, производится тем же лицензирующим органом, к компетенции которого относится лицензирование самого юридического лица.



    Необходимо ли при лицензировании образовательной деятельности требовать от всех организаций (включая автошколы, учреждения дополнительного образования детей, учебные центры и т.п.) соблюдения всех положений статьи 37 и статьи 41 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ

    Согласно статье 37 и статье 41 Федерального закона № 273-ФЗ организация питания и охрана здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Охрана здоровья предусматривает: организацию питания обучающихся; определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий
    и продолжительности каникул; пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания
    в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям
    и требованиям для осуществления медицинской деятельности (часть 3 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ). Согласно части 4 статьи 41 Федерального закона № 273-Ф3, организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание
    в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность,
    в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
    и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
    В соответствии с пунктами 4 и 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (далее - Положение
    о лицензировании) лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности и лицензиату, является наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся. Согласно пункту 10 Положения о лицензировании, для получения лицензии ее соискатель (лицензиат) представляет в лицензирующий орган копии документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся, а образовательная организация представляет сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Как отмечалось выше, образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Организации, осуществляющие обучение, могут предоставить информацию о наличии условий для охраны здоровья обучающихся. Подтверждением наличия созданных условий для охраны здоровья обучающихся могут являться как документы, подтверждающие заключение договорных отношений с медицинской организацией на оказание медико-санитарной помощи, так и документы, предоставляющие право соискателю лицензии самостоятельно осуществлять такую медицинскую деятельность. Организация питания осуществляется, прежде всего, в строгом соответствии с требованиями санитарных правил и нормативов (СанПиН). Следовательно, если в отношении некоторых организаций, осуществляющих образовательную деятельность, такие требования не установлены, эти организации должны создать условия для питания. Такими условиями могут быть: наличие места для приема пищи, кулера для воды, микроволновой печи, снекового автомата и т.п.).



    В каких случаях организация, осуществляющая образовательную деятельность, лишается государственной аккредитации?

    Аккредитационный орган лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований: повторное в течение срока действия государственной аккредитации нарушение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, законодательства в сфере образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца; истечение срока приостановления действия государственной аккредитации (при отсутствии оснований для возобновления действия государственной аккредитации). Организация, осуществляющая образовательную деятельность, лишается государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии основания для лишения государственной аккредитации по одной или нескольким реализуемым ею основным профессиональным образовательным программам.



    Предоставляются ли государственная услуга по государственной аккредитации образовательной деятельности на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг?

    В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечни государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах, утверждаются: 1) актом Правительства Российской Федерации - для государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов; 2) нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - для государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальными государственными внебюджетными фондами. Перечень государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу «одного окна», в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов и рекомендуемый перечень государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано по принципу «одного окна», в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года № 797. Предоставление государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг данными Перечнями, не предусмотрено.



    Вправе ли образовательная организация отозвать заявление о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности в части одной или нескольких образовательных программ?
    В соответствии с пунктом 62 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе отозвать заявление о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности на любом этапе государственной аккредитации до принятия решения аккредитационным органом.
    При этом организация, осуществляющая образовательную деятельность, не может отозвать заявление о проведении государственной аккредитаций образовательной деятельности, которое было представлено в аккредитационный орган для проведения государственной аккредитации образовательной деятельности и принято к рассмотрению по существу, в части одной или нескольких образовательных программ.


    На какой срок будет переоформлено свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности в случае реорганизации образовательного учреждения в форме присоединения к ней другого образовательного учреждения?
    В соответствии с частью 22 статьи 92 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    В адрес нашего образовательного учреждения от проверяющего органа поступило уведомление о предстоящей плановой проверке. Спустя один день такие же уведомления были получены еще от трех надзорных органов. Вправе ли образовательное учрежденне ходатайств
    В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
    предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся на основании утверждаемых по согласованию с органами прокуратуры ежегодных планов. Согласно части 1 статьи 13 указанного Федерального закона срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцать рабочих дней.
    Во исполнение данного требования органы прокуратуры при согласовании плана проверок вносят предложения о проведении совместных плановых проверок.
    Кроме того, законодательством не предусмотрена возможность переноса сроков проверки. Согласно пункту 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489) внесение изменений в ежегодный план допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности юридического лица в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом деятельности, подлежащей проверке, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.
    Таким образом, проведение в отношении образовательного учреждения плановых проверок в один и тот же период несколькими надзорными органами является законным (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ) и отмена либо отсрочка проверки на основании данного обстоятельства невозможны.


    Должен ли педагогический работник, имея среднее профессиональное образование по специальности «учитель начальных классов», пройти переподготовку или повышение квалификации для работы в детском саду в качестве воспитателя?
    Должность воспитателя, которая согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761 н,
    относится к должностям педагогических работников. Квалификационной характеристикой по должности «воспитатель» установлены требования к уровню квалификации такого педагогического работника (не включая старшего) - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика»
    без предъявления требований к стажу работы.
    Таким образом, педагогический работник, имея среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика»
    (педагогическое образование), соответствует установленным квалификационным требованиям и имеет право на занятие должности «воспитатель»,


    В какой форме представляется отчет по исполнению предписания, выданного по результатам проверки?
    Отчет об исполнении предписания представляется по форме, утвержденной приказом службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 16 сентября 2013 года № 1958-ср и размещенной на сайте службы http://irkobl.ru/sites/skno в разделе «Государственный контроль (надзор) в сфере образования» (Нормативные правовые документы/ Документы Службы).
    При подготовке отчета необходимо учесть:
    - отчет представляется в указанный в предписании срок на бланке организации, осуществляющей образовательную деятельность, или органа, осуществляющего управление в сфере образования, на имя руководителя службы;
    “ отчет должен иметь дату, номер, ссылку на дату и исходящий номер предписания;
    - отчет должен быть подписан руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, или органа, осуществляющего управление в сфере образования, и заверен печатью;
    ~ к отчету должны быть приложены копии документов, подтверждающих исполнение предписания и устранение всех выявленных нарушений в полном объеме;
    - копии документов, представляемых для подтверждения исполнения предписания, должны быть хорошо читаемыми, заверенными в установленном порядке и содержать следующие реквизиты: слова «копия верна»; подпись руководителя или уполномоченного им лица организации, осуществляющей образовательную деятельность, или органа, осуществляющего управление в сфере образования, с расшифровкой подписи; печать организации, осуществляющей образовательную деятельность, или органа, осуществляющего управление в сфере образования; дата;
    - пакет документов (отчет и копии документов) представляется пронумерованным, прошнурованным, скрепленным подписью руководителя и печатью организации, осуществляющей образовательную деятельность, или органа, осуществляющего управление в сфере образования.


    По каким программам в настоящее время образовательные организации осуществляют подготовку водителей транспортных средств?
    В настоящее время образовательные организации осуществляют подготовку водителей транспортных средств по образовательным программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств различных категорий, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно на основе примерных программ, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1408.
    Образовательные программы в обязательном порядке согласовываются с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, которая также выдаёт заключение о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.


    Какие мероприятий может проводить служба по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области при проведении плановых проверок?

    Основная цель проведения плановых проверок по государственному контролю (надзору) в сфере образования - соблюдение образовательной организацией законодательства Российской Федерации в области образования. В ходе проверок проводятся следующие мероприятия: - анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность образовательного учреждения, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов по вопросам, подлежащим проверке; - анализ соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования при осуществлении образовательного процесса; - анализ полноты и качества выполнения полномочий образовательного учреждения; анализ соблюдения прав участников образовательных отношений; анализ наличия и достоверности информации, размещенной образовательным учреждением на его официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.



    В учебный план 1-4 классов введены часы внеурочной деятельности (по 2 часа), родители интересуются, обязательно ли все учащиеся должны посещать эти занятия или по желанию, ведь многие дети занимаются еще в доп. образовании?
    В соответствии с п. 1 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, (далее - ФГОС НОО) внеурочная деятельность является составной частью стандарта.
    П. 17 ФГОС НОО в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе начального общего образования предусматривается в том числе внеурочная деятельность.
    Согласно п. 19.10 ФГОС НОО план внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения.
    Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.
    В соответствии с п. 13 ФГОС НОО освоение образовательной программы начального общего образования обязательно для всех обучающихся. Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.
    Следовательно, посещение занятий внеурочной деятельности является обязательным для всех обучающихся.


    Какими нормативными правовыми документами необходимо руководствоваться при составлении учебного плана по программам VII вида?
    В соответствии с частями 1-4 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированными образовательными программами образовательных организаций.
    Структура учебного плана по общеобразовательным программам VII вида и количество часов на изучение учебных предметов должны соответствовать требованиям следующих нормативных правовых документов:
    приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
    приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».


    Должен ли оцениваться комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», реализуемый как обязательный в 4-х классах в рамках БУП-2004 и по ФГОС начального общего образования?
    В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится осуществление текущего контроля успеваемости и
    промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения. В соответствии со статьей 30 вышеуказанного Федерального закона образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Образовательная организация самостоятельна в выборе системы оценок, В соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации (письмо Минобрнауки России от 08.07.2011 № МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ») предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Формализованные требования по оценке успеваемости обучающихся по результатам освоения курса не предусматриваются. Решение о системе оценивания по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть принято на уровне образовательной организации и закреплено в локальном акте организации.


    Может ли общеобразовательная организация проводить промежуточную аттестацию в течение каникул для обучающихся, имеющих академическую задолженность?
    В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» каникулы являются плановыми перерывами при получении образования для отдыха и иных социальных целей и временем отдыха обучающихся, поэтому учебный процесс в этот период общеобразовательной организацией не проводится.

    Насколько принципиально соблюдение структуры основной образовательной программы школы?
    В соответствии с приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализаций основной образовательной программы начального общего образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт включает в себя и требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования. Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Разработанная образовательной организацией основная образовательная программа начального общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом. Следовательно, нарушение структуры основной образовательной программы начального общего образования не допустимо.

    Заработная плата младшего персонала в детском саду ниже прожиточного минимума. Почему?
    Частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Соотношение между размером заработной платы и величиной прожиточного минимума действующим законодательством Рос-сийской Федерации не установлено.
    При этом в настоящее время в понятийном аппарате трудового законодательства отсутствует определение «минимальный размер оплаты труда». В настоящее время Правительством Российской Федерации разрабатывается новая общая концепция Трудового кодекса Российской Федерации, в которой предполагается пересмотреть главу, связанную с заработной платой, однако сроки внесения изменений не определены.
    В свою очередь сообщаем, что ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Кроме того данная статья дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.


    Правомерно ли закрытие детского сада на ремонт в летний период? Обязаны ли предоставить место в другом саду?
    принимая во внимание, что в летнее время, в целях обеспечения комфортных условий пребывания детей, дошкольные образовательные организации проводят текущий ремонт, осуществляют мероприятия по исполнению требований (предписаний) органов государственного пожарного надзора и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, возможно закрытие дошкольной образовательной организации на определенный период.
    Практика работы дошкольных образовательных организаций позволяет безболезненно решить вопрос о предоставлении ребенку места в другой дошкольной образовательной организации на период закрытия учреждения.
    Рекомендуем вам написать заявление на имя начальника управления образования администрации Вашего района о потребности в посещении детского сада на период ремонтных работ в дошкольной организации.


    Должны ли родители приобретать учебные пособия за свой счет?
    Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет бюджетного финансирования Российской Федерации и местных бюджетов.
    Библиотечный фонд школы должен быть укомплектован печатными и электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут осуществлять платные дополнительные образовательные услуги за счет средств физических и (или) юридических лиц, которые не входят в обязательное образование.


    Появилось понятие «индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность». Должны ли они получать лицензию на образовательную деятельность? Могут ли они реализовывать дополнительные профессиональные программы?
    Индивидуальные предприниматели могут осуществлять образовательную деятельность только по основным и дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения (часть 3 статьи 32 Федерального закона № 273-ФЗ). Реализация дополнительных профессиональных программ индивидуальными предпринимателями Федеральным законом № 273-ФЗ не предусматривается.
    При этом индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно, то есть индивидуально, имеют право не проходить процедуру лицензирования образовательной деятельности.


    Какими нормативными правовыми актами регламентируется порядок лицензирования образовательной деятельности?
    Порядок лицензирования определен статьей 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 .

    В Федеральном законе № 273-ФЗ говорится о том, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется по подвидам дополнительного образования. Что под этим понимается? Какие подвиды доп. образования могут реализовывать проф.обр.организации?

    В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ профессиональные образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности – это дополнительные профессиональные программы и дополнительные общеобразовательные программы. В соответствии с частью 2 статьи 75 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.



    Надо ли вносить в приложение к лицензии на осуществление образовательной деятельности дополнительное место осуществления образовательной деятельности по профессиональному обучению?
    В соответствии с частью 4 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой
    по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования,
    а также адреса мест осуществления образовательной деятельности,
    за исключением мест осуществления образовательной деятельности
    по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.


    Информационные ресурсы Иркутской области