Версия для слабовидящих
Версия для печати

Вопрос-ответ

Вопросы в сфере государственного строительного надзора

  • Что такое объекты вспомогательного использования? Как определить, является ли здание, строение, сооружение объектом вспомогательного использования?
  • Работы на строительной площадке ведутся в ночное время, куда обратиться?
  • Кто уполномочен на проверку законности действий органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области по выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) и ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию?
  • Кем согласовывается размещение объекта капитального строительства на земельном участке?
  • В каких случаях службой принимаются меры в рамках своих полномочий при выявлении нарушений требований градостроительного законодательства?
  • В каком случае определенный объект капитального строительства является самовольной постройкой?
  • Кем осуществляется надзор за соответствием построенных (реконструированных) объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, не подлежащих государственному строительному надзору?
  • В отношении каких объектов капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор?
  • Как определить законность осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства?

  • Что такое объекты вспомогательного использования? Как определить, является ли здание, строение, сооружение объектом вспомогательного использования?

    В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

    Вместе с тем, действующее законодательство не раскрывает конкретного понятия строения или сооружения вспомогательного использования, однако исходя из его анализа можно выделить некоторые ориентиры (основные критерии) для определения вспомогательных объектов (строений и сооружений), для которых не требуется разрешение на строительство.

    Основным и очевидным критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на соответствующем земельном участке основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому иной объект будет являться вспомогательным, не имея самостоятельного назначения.

    Это связано с предназначением вспомогательного строения или сооружения выполнять своего рода обслуживающую функцию по отношению к основному объекту недвижимости, эти объекты могут быть связаны между собой технологически, эксплуатационно и т.п.

    Указанная позиция отражена также в письме Министерства регионального развития РФ от 25.06.2009 № 19669-ИП/08 «О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства», согласно которому критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.

    Дополнительным критерием, вытекающим из норм градостроительного законодательства, условно можно выделить относимость рассматриваемых объектов к объектам пониженного уровня ответственности.

    Частью 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

    Согласно указанному выше письму Министерства регионального развития РФ от 25.06.2009 № 19669-ИП/08 «О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства», которое, однако, не является нормативным актом, под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований».

    развития РФ от 25.06.2009 № 19669-ИП/08 «О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства», согласно которому критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.

    Дополнительным критерием, вытекающим из норм градостроительного законодательства, условно можно выделить относимость рассматриваемых объектов к объектам пониженного уровня ответственности.

    Частью 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

    Согласно указанному выше письму Министерства регионального развития РФ от 25.06.2009 № 19669-ИП/08 «О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства», которое, однако, не является нормативным актом, под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований».

    В соответствии с пунктом 10.1 и приложением А ГОСТа 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения», введенного в действие с 01.07.2015 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2014 № 1974-ст, к классу сооружений пониженного уровня ответственности (КС-1) относятся:

    а) теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, в которых не предусматривается постоянного пребывания людей;

    б) сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.

    Указанные выводы подтверждаются также судебной практикой (Аналитическая справка по результатам обобщения практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о самовольных постройках, утвержденная Постановлением Президиума Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа № 4 от 30.05.2016).



    Работы на строительной площадке ведутся в ночное время, куда обратиться?
    Согласно Закону Иркутской области от 24 октября 2007 года № 107-оз «Об административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере охраны общественного порядка Иркутской области» контроль за соблюдением общественного правопорядка осуществляют органы полиции.

    Кто уполномочен на проверку законности действий органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области по выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) и ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию?
    В нашем регионе это служба архитектуры Иркутской области (место нахождения: 664025, г. Иркутск, ул. Степана Разина, д. 27, тел. (3952) 34-14-62).

    Кем согласовывается размещение объекта капитального строительства на земельном участке?
    Органом местного самоуправления муниципального образования по месту нахождения земельного участка с учетом размещения существующих объектов.

    В каких случаях службой принимаются меры в рамках своих полномочий при выявлении нарушений требований градостроительного законодательства?

    Служба обладает определенными полномочиями, предусмотренными Положением о службе государственного строительного надзора Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014 № 595-пп.

    При проведении мероприятий по государственному строительному надзору в первую очередь устанавливается, правомочна ли служба осуществлять надзор при строительстве, реконструкции конкретного объекта капитального строительства, возможно ли осуществление государственного строительного надзора, а также принятие службой мер в рамках своих полномочий.

    Установив данные обстоятельства, службой принимаются конкретные меры, а именно: проведение проверки,  выдача предписания об устранении нарушений градостроительного законодательства, привлечение виновного лица к административной ответственности, обращение в суд с требованием о сносе самовольно возведенного строения или приведения реконструированного объекта капитального строительства в первоначальное состояние, если его сохранение создает угрозу жизни и здоровью граждан.

    В случае невозможности осуществления государственного строительного надзора в отношении объекта капитального строительства служба при обращении информирует обратившееся лицо о правовом разрешении вопросов, поставленных в обращении, разъясняет, какие меры может принять гражданин для разрешения вопроса по существу.



    В каком случае определенный объект капитального строительства является самовольной постройкой?

    Необходимо установить, что в соответствии с требованиями законодательства признается самовольной постройкой.

    Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

    Соответственно, необходимо установить, обладает ли спорный объект капитального строительства перечисленными признаками, и, в случае выявления указанных признаков, объект будет являться самовольно возведенным строением.



    Кем осуществляется надзор за соответствием построенных (реконструированных) объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, не подлежащих государственному строительному надзору?
    В этих случаях надзор осуществляется органом местного самоуправления при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

    В отношении каких объектов капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор?

    В соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе (в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ) либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.

    Как правило, это жилые дома (многоквартирные и индивидуальные) с количеством этажей более трех и административные здания с количеством этажей более двух либо площадью более 1500 кв.м. 



    Как определить законность осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства?

    Необходимо установить основания для осуществления строительства, реконструкции.

    Пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что строительством является создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

    В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) признается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

    Согласно частям 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с Градостроительным кодексом РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.

    Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, как это установлено частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

    Таким образом, для определения законности осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства необходимо установить, выдавалось ли в установленном законом порядке разрешение на строительство (реконструкцию) указанного объекта.

    Запросить указанное разрешение в органах местного самоуправления можно самостоятельно либо обратиться в службу государственного строительного надзора Иркутской области.



    Информационные ресурсы Иркутской области