Версия для слабовидящих
Версия для печати

Вопрос-ответ

Вопросы в сфере государственного строительного надзора

  • В каких случаях службой государственного строительного надзора Иркутской области принимаются меры в рамках своих полномочий при выявлении нарушений требований градостроительного законодательства?
  • Что такое объекты вспомогательного использования? Как определить, является ли здание, строение, сооружение объектом вспомогательного использования?
  • Работы на строительной площадке ведутся в ночное время, куда обратиться?
  • Кто уполномочен на проверку законности действий органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области по выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) и ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию?
  • Кем согласовывается размещение объекта капитального строительства на земельном участке?
  • В каких случаях службой принимаются меры в рамках своих полномочий при выявлении нарушений требований градостроительного законодательства?
  • В каком случае определенный объект капитального строительства является самовольной постройкой?
  • Кем осуществляется контроль за соответствием построенных (реконструированных) объектов капитального строительства требованиям проектной документации, не подлежащих государственному строительному надзору?
  • В отношении каких объектов капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор?
  • Как определить законность осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства?

  • В каких случаях службой государственного строительного надзора Иркутской области принимаются меры в рамках своих полномочий при выявлении нарушений требований градостроительного законодательства?

    Служба государственного строительного надзора Иркутской области (далее – Служба) обладает определенными полномочиями, предусмотренными Положением о службе государственного строительного надзора Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области        от 26.11.2014 № 595-пп.

    При проведении мероприятий по государственному строительному надзору в первую очередь устанавливается, правомочна ли Служба осуществлять надзор при строительстве, реконструкции конкретного объекта капитального строительства, возможно ли осуществление государственного строительного надзора, а также принятие Службой мер в рамках своих полномочий.

    Установив данные обстоятельства Службой принимаются конкретные меры, а именно:

    - выдача предписания об устранении нарушений градостроительного законодательства,

    - привлечение виновного лица к административной ответственности,

    - обращение в суд с заявлением о сносе самовольной постройки в случае, когда в отношении указанного объекта предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора, если сохранение постройки создает угрозу жизни и здоровью граждан.

    В случае невозможности осуществления государственного строительного надзора в отношении объекта капитального строительства Служба при обращении информирует обратившееся лицо о правовом разрешении вопросов, поставленных в обращении, разъясняет, какие меры может принять гражданин для разрешения вопроса по существу.



    Что такое объекты вспомогательного использования? Как определить, является ли здание, строение, сооружение объектом вспомогательного использования?

    В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

    Вместе с тем, действующее законодательство не раскрывает конкретного понятия строения или сооружения вспомогательного использования, однако исходя из его анализа можно выделить некоторые ориентиры (основные критерии) для определения вспомогательных объектов (строений, сооружений), для которых не требуется разрешение на строительство.

    Основным и очевидным критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому иной объект будет являться вспомогательным, не имея самостоятельного назначения.

    Это связано с предназначением вспомогательного строения или сооружения выполнять своего рода обслуживающую функцию по отношению к основному объекту недвижимости, эти объекты могут быть связаны между собой технологически, эксплуатационно и т.п.

    Указанная позиция отражена также в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.06.2009 № 19669-ИП/08 «О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства», согласно которому критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.

    Дополнительным критерием, вытекающим из норм градостроительного законодательства, условно можно выделить относимость рассматриваемых объектов к объектам пониженного уровня ответственности.

    Частью 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

    Согласно указанному выше письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.06.2009 № 19669-ИП/08 «О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства», которое, однако, не является нормативным правовым актом, под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований».

    В соответствии с пунктом 10.1 и приложением А ГОСТа 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения», введенным в действие 01.07.2015 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2014 № 1974-ст, к классу сооружений пониженного уровня ответственности (КС-1) относятся:

    а) теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, в которых не предусматривается постоянного пребывания людей;

    б) сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.

    Указанные выводы подтверждаются также судебной практикой (Аналитическая справка по результатам обобщения практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о самовольных постройках, утвержденная Постановлением Президиума Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа № 4 от 30.05.2016). 



    Работы на строительной площадке ведутся в ночное время, куда обратиться?

    Согласно Закону Иркутской области от 12 ноября 2007 года № 107-оз «Об административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере охраны общественного порядка в Иркутской области» и Закону Иркутской области от 4 апреля 2014 года № 37-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областным государственным полномочием по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных отдельными законами Иркутской области об административной ответственности» контроль за соблюдением общественного порядка осуществляют должностные лица органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений.

    На территории г. Иркутска соответствующими полномочиями наделены должностные лица комитетов по управлению округами администрации                   г. Иркутска.



    Кто уполномочен на проверку законности действий органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области по выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) и ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию?

    В нашем регионе это служба архитектуры Иркутской области (664025,            г. Иркутск, ул. Степана Разина, 27, офис 501, тел. (3952) 34-14-62).



    Кем согласовывается размещение объекта капитального строительства на земельном участке?

    Органом местного самоуправления муниципального образования по месту нахождения земельного участка с учетом размещения существующих объектов.



    В каких случаях службой принимаются меры в рамках своих полномочий при выявлении нарушений требований градостроительного законодательства?

    Служба обладает определенными полномочиями, предусмотренными Положением о службе государственного строительного надзора Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014 № 595-пп.

    При проведении мероприятий по государственному строительному надзору в первую очередь устанавливается, правомочна ли служба осуществлять надзор при строительстве, реконструкции конкретного объекта капитального строительства, возможно ли осуществление государственного строительного надзора, а также принятие службой мер в рамках своих полномочий.

    Установив данные обстоятельства, службой принимаются конкретные меры, а именно: проведение проверки,  выдача предписания об устранении нарушений градостроительного законодательства, привлечение виновного лица к административной ответственности, обращение в суд с требованием о сносе самовольно возведенного строения или приведения реконструированного объекта капитального строительства в первоначальное состояние, если его сохранение создает угрозу жизни и здоровью граждан.

    В случае невозможности осуществления государственного строительного надзора в отношении объекта капитального строительства служба при обращении информирует обратившееся лицо о правовом разрешении вопросов, поставленных в обращении, разъясняет, какие меры может принять гражданин для разрешения вопроса по существу.



    В каком случае определенный объект капитального строительства является самовольной постройкой?

    Необходимо установить, что в соответствии с требованиями законодательства признается самовольной постройкой.

    Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

    Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

    Соответственно, необходимо установить, обладает ли спорный объект капитального строительства перечисленными признаками, и, в случае выявления указанных признаков, объект будет являться самовольно возведенным строением.



    Кем осуществляется контроль за соответствием построенных (реконструированных) объектов капитального строительства требованиям проектной документации, не подлежащих государственному строительному надзору?

    В этих случаях контроль осуществляется органом местного самоуправления при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.



    В отношении каких объектов капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор?

    В соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

    Как правило, это многоквартирные жилые дома с количеством этажей более трех и административные здания с количеством этажей более двух либо площадью более 1500 кв.м. 



    Как определить законность осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства?

    Необходимо установить основания для осуществления строительства, реконструкции.

    Пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительством является создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

    В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) признается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

    Согласно частям 1 и 1.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

    В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

    Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, как это установлено частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

    Таким образом, для определения законности осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства необходимо установить, выдавалось ли в установленном законом порядке разрешение на строительство (реконструкцию) указанного объекта.

    Запросить сведения об указанном разрешении в органах местного самоуправления можно самостоятельно либо обратиться в Службу (г. Иркутск, ул. Красных Мадьяр, 41, кабинет 317, тел. (3952) 70-73-68).



    Информационные ресурсы Иркутской области