Версия для слабовидящих
Версия для печати

Вопрос-ответ

Вопросы по оказанию юридической помощи

  • В каком порядке обжалуется приговор или иное решение мирового судьи по уголовному делу?
  • Как отменить (обжаловать) судебное постановление мирового судьи по гражданскому делу?
  • Имеет ли право агентство по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области вмешиваться в процессуальную деятельность мировых судей, давать оценку их действий и решений, привлекать мировых судей к дисциплинарной ответственности?
  • Какими правовыми актами Иркутской области регулируются вопросы организации и ведения судебного делопроизводства на судебных участках мировых судей Иркутской области?
  • Когда текст судебного акта должен быть размещен на официальном сайте судебного участка в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»?
  • Где получить консультацию о праве на получение бесплатной юридической помощи?
  • Могу ли я как гражданин Российской Федерации проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Иркутской области и проектов нормативных правовых актов?

  • В каком порядке обжалуется приговор или иное решение мирового судьи по уголовному делу?

    Согласно ч. 1 ст. 389.4 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) апелляционные жалоба, представление на приговор или иное решение суда первой инстанции могут быть поданы в течение 10 суток со дня постановления приговора или вынесения иного решения суда, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копий приговора, определения, постановления (ч. 1 ст. 389.4 УПК РФ).

    Апелляционные жалоба, представление подаются на приговор или иное решение мирового судьи - в районный суд (ч. 2 ст. 389.3 УПК РФ).

    В случае пропуска срока апелляционного обжалования по уважительной причине лица, имеющие право подать апелляционные жалобу, представление, могут ходатайствовать перед судом, постановившим приговор или вынесшим иное обжалуемое решение, о восстановлении пропущенного срока.

    Приговор, определение, постановление суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в вышестоящий суд (ст. 389.35 УПК РФ).



    Как отменить (обжаловать) судебное постановление мирового судьи по гражданскому делу?

    Согласно ст. 320 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке. Согласно требованиям, установленным ст.ст. 320.1, 321 ГПК РФ, апелляционные жалобы рассматриваются районным судом на решения мировых судей и подаются через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки законом не установлены. Апелляционная жалоба подается через мирового судью соответствующего судебного участка, вынесшего решение.

    Частная жалоба на определение мирового судьи может быть подана в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения, если иные сроки не установлены законодательством (ст. 332 ГПК РФ).

    Судья отменяет судебный приказ, если от должника в установленный срок поступят возражения относительно его исполнения. В определении об отмене судебного приказа судья разъясняет взыскателю, что заявленное требование им может быть предъявлено в порядке искового производства. Копии определения об отмене судебного приказа направляются сторонам не позднее трех дней после дня его вынесения (ст. 129 ГПК РФ).

    Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу (ст. 376 ГПК РФ).

    В соответствии со ст. 377 ГПК РФ кассационная жалоба подается на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения мировых судей в президиум Иркутского областного суда.



    Имеет ли право агентство по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области вмешиваться в процессуальную деятельность мировых судей, давать оценку их действий и решений, привлекать мировых судей к дисциплинарной ответственности?

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Законом Российской Федерации
    от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» судебная власть в Российской Федерации самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

    Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области, являясь органом исполнительной власти Иркутской области, не вправе вмешиваться в процессуальную деятельность мировых судей, давать оценку их действий и решений, привлекать к дисциплинарной ответственности.



    Какими правовыми актами Иркутской области регулируются вопросы организации и ведения судебного делопроизводства на судебных участках мировых судей Иркутской области?

    Вопросы разработки регламентов, инструкций, методических рекомендаций по организации деятельности аппаратов мировых судей и архивов судебных участков мировых судей отнесены к полномочиям агентства по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области.

    Регулирование вопросов организации и ведения судебного делопроизводства на судебном участке мирового судьи осуществляется в соответствии с приказом министерства юстиции Иркутской области
    от 25 февраля 2016 года № 7-мпр «Об утверждении положения об отдельных вопросах организации делопроизводства на судебном участке мирового судьи Иркутской области», распоряжением министерства юстиции Иркутской области от 7 августа 2015 года № 112-мр «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству на судебном участке мирового судьи». 



    Когда текст судебного акта должен быть размещен на официальном сайте судебного участка в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»?
    В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» тексты судебных актов, за исключением приговоров, размещаются в сети «Интернет» на официальных сайтах судебных участков после их принятия. Тексты приговоров размещаются после их вступления в силу.

    Где получить консультацию о праве на получение бесплатной юридической помощи?

    Бесплатную юридическую помощь оказывают следующие участники областной государственной системы бесплатной юридической помощи:

    1) исполнительные органы государственной власти Иркутской области и подведомственные им учреждения, включая многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

    2) органы управления территориального фонда обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области;

    3) государственное юридическое бюро по Иркутской области;

    4) Уполномоченный по правам человека в Иркутской области;

    5) Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области;

    6) Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области;

    7) адвокаты.

    Кроме того, получить бесплатную юридическую помощь в виде устных и письменных консультаций и составления правовых документов можно в юридических клиниках (адреса клиник размещены в разделе «Бесплатная юридическая помощь» на официальном портале Иркутской области на странице агентства по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области http://irkobl.ru/sites/mirsud).

    Государственное юридическое бюро по Иркутской области:

    Иркутский сектор. г. Иркутск, ул. Сухэ Батора, 16, тел. 8 (3952) 200-110,

    Режим работы: понедельник - пятница с 9-00 до 18-00ч., обед с 13-00 до 14-00ч.;

    Нижнеудинский сектор: г. Нижнеудинск, ул. Энгельса, д. 13,
    тел. 8 (39557) 712-48;

    Усть-Кутский сектор Госюрбюро по Иркутской области: г. Усть-Кут,
    ул. Речников, д. 5, тел.: 8 (39565) 302-10;

    Черемховский сектор: г. Черемхово, ул. Ленина, д. 18,
    тел. 8 (39546) 528-61.

    Центры оказания бесплатной юридической помощи населению при Адвокатской палате Иркутской области:

    г. Иркутск, ул. К. Либкнехта, д. 46, телефон 8 (3952) 62-03-04;

    г. Братск, ул. Депутатская, д. 13, оф. 16, телефон 8 (3953) 457-732;

    г. Вихоревка, ул. Дзержинского, д. 105, каб. 7;

    г. Саянск, м-н Центральный, д. 13, оф. 2, телефоны: 89025199509, 89086518870.

    Список адвокатов Иркутской области, оказывающих бесплатную юридическую помощь на территории Иркутской области, с указанием адресов и телефонов размещен на официальном портале Иркутской области на странице агентства по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    Право на получение бесплатной юридической помощи имеют граждане, указанные в статье 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», статье 8 Закона Иркутской области от 6 ноября 2012 года № 105-ОЗ «Об обеспечении оказания юридической помощи в Иркутской области».

    По вопросам, возникающим в сфере оказания бесплатной юридической помощи, обращаться в отдел обеспечения оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения в агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области по адресу: ул. Рабочая, 2-а, кабинет № 406 (тел.(3952) 20-30-59).



    Могу ли я как гражданин Российской Федерации проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Иркутской области и проектов нормативных правовых актов?

    Статьей 5 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее – Закон № 172-ФЗ) предусмотрена возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) институтами гражданского общества и гражданами в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств. Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

    Постановлением Правительства Российской Федерации
    от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее – Правила, Методика). В соответствии с пунктом 4 Правил независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России) в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с Методикой.

    Приказом Минюста России от 27 июля 2012 года № 146 утвержден Административный регламент Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее – Административный регламент). Указанный Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - аккредитация), порядок отказа в аккредитации, приостановления аккредитации и аннулирования аккредитации, а также определяет условия аккредитации и порядок взаимодействия между структурными подразделениями Минюста России, его должностными лицами, взаимодействия Минюста России с заявителями при предоставлении государственной услуги.

    Круг заявителей определен пунктом 2 части 1 Административного регламента. Так, при предоставлении Минюстом России государственной услуги по осуществлению аккредитации заявителями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, и юридические лица, имеющие в своем штате не менее 3 работников, удовлетворяющих вышеназванным требованиям.

    Свидетельство об аккредитации выдается сроком на 5 лет. Плата за аккредитацию, в том числе за выдачу свидетельства об аккредитации, не взимается. Аккредитация аннулируется Минюстом России в случае добровольного отказа независимого эксперта от аккредитации либо непроведения независимой экспертизы на коррупциогенность более 2 лет.

    Таким образом, реализовать свое право на проведение в инициативном порядке независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Вы можете, получив в установленном законодательством порядке аккредитацию Минюста России в качестве эксперта либо обратившись к независимому эксперту по проведению антикоррупционной экспертизы (за счет собственных средств). Список независимых экспертов, аккредитованных на проведение независимой антикоррупционной экспертизы, размещен на официальном сайте Управления Минюста России по Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (to38.minjust.ru Раздел «Деятельность»).



    Информационные ресурсы Иркутской области