Версия для слабовидящих
Версия для печати

Вопрос-ответ

Вопросы в области ветеринарии

  • какие нормативные акты регламентируют деятельность по осуществлению убоя сельскохозяйственных животных?
  • Подлежат ли сопровождению ветеринарными документами корма для непродуктивных животных?
  • Как в новых условиях будет осуществляться реализации мяса, забитого в личном подсобном хозяйстве?
  • С 2014 года ветеринарные справки должны выдавать бесплатно, почему этого не делается.
  • Куда обратится с проблемой бездомных собак

  • какие нормативные акты регламентируют деятельность по осуществлению убоя сельскохозяйственных животных?
    На сегодняшний день требования, предъявляемые к убойным предприятиям установлены техническими регламентами Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» и «О безопасности мяса и мясной продукции», а также приказом министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12 марта 2014 года № 72 «Об утверждении Правил в области ветеринарии при убое животных и первичной переработке мяса и иных продуктов убоя непромышленного изготовления на убойных пунктах средней и малой мощности».

    Подлежат ли сопровождению ветеринарными документами корма для непродуктивных животных?
    Да! Это регламентировано Правилами организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденными Приказом Минсельхоза РФ от 16.11.2006 года № 422. Для перевозки кормов в пределах района (города), ветеринарным специалистом государственной ветеринарной службы оформляется ветеринарная справка формы № 4, для транспортировки кормов за пределы района (города) оформляется ветеринарное свидетельство формы № 3.



    Как в новых условиях будет осуществляться реализации мяса, забитого в личном подсобном хозяйстве?
    с 1 мая 2014 г вступил в силу технический регламент Таможенного союза “О безопасности мяса и мясной продукции”(ТР ТС 034/2013). Пунктом 4 раздела 1 технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции», установлено, что его действие не распространяется на продукты убоя и мясную продукцию, производимую гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися животноводством. Также это не распространяется на процессы производства, хранения, перевозки и утилизации продуктов убоя и мясной продукции, предназначенных только для личного потребления и не предназначенных для выпуска в обращение на территории Таможенного союза; процессы производства, хранения, перевозки и утилизации продуктов убоя и мясной продукции непромышленного изготовления, предназначенных для выпуска в обращение.
    Таким образом, реализация мяса подворного убоя на таможенной территории Таможенного союза (в том числе на колхозных рынках) не запрещена.



    С 2014 года ветеринарные справки должны выдавать бесплатно, почему этого не делается.
    Очевидно имеются ввиду ветеринарно-сопроводительные документы, необходимые для перевозки животных, кормов, мяса молока, и продуктов животного происхождения.
    Пунктом 1.2. Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ № 422 от 16.11.2006 г., предусмотрено, что ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды продукции животного происхождения, подлежащих хранению и реализации.
    В Приложении N 19 к Правилам организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов указан Перечень грузов, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами. В частности, ветеринарным свидетельством формы № 2, ветеринарной справкой формы N 4 должны сопровождаться названные в пунктах 2.1., 2.4., 2.6. Перечня мясо и мясные продукты; мясо птицы, яйца и продукты их переработки; все виды продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения непромышленного изготовления, реализуемые на продовольственных рынках.
    В силу пункта 1.3. Правил организации работы… «партии грузов, перечисленных в Приложении N 19 к настоящим Правилам, должны сопровождаться:
    ветеринарными свидетельствами форм N N 1, 2, 3 - при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации;
    ветеринарными справками формы N 4 - при перевозке грузов в пределах района (города)».
    В соответствии с пунктом 3.5. Правил груз без ветеринарных сопроводительных документов или сопровождаемый ветеринарным сопроводительным документом, признанным недействительным, не подлежит приему для реализации, но принимается для изолированного хранения до предъявления ветеринарных сопроводительных документов. В случае непредставления в пятидневный срок ветеринарных сопроводительных документов на указанный груз решение о его использовании принимается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области ветеринарии.
    Данным требованиям корреспондируют статья 15 Закона РФ «О ветеринарии» «Заготовка, переработка, хранение, перевозка и реализация продуктов животноводства.
    Продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.
    Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований»;
    статья 3
    «1. В обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
    2. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
    не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);
    не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
    не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
    не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.
    Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются»,
    статья 5
    «Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг»,
    статья 9
    «4. Требования к качеству и безопасности пищевых продуктов… установленные… ветеринарными правилами и нормами, являются обязательными для граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов… оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами»,
    статья 17
    «Продовольственное сырье животного происхождения допускается для изготовления пищевых продуктов только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и получения изготовителем заключения государственной ветеринарной службы Российской Федерации, удостоверяющего соответствие продовольственного сырья животного происхождения требованиям ветеринарных правил и норм»,
    статья 20
    «При реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов»,
    статья 24
    «Некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат изъятию из оборота.
    Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля» Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
    и положения Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55:
    «5. Продавец обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в… ветеринарных… и других нормативных документах;
    14. Продавец должен предоставить также другую информацию о товарах, предусмотренную федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, обязательными требованиями стандартов.
    32. Информация о продовольственных товарах в соответствии с обязательными требованиями стандартов в зависимости от вида товаров помимо сведений, указанных в пунктах 11, 12 и 13 настоящих Правил, должна содержать:
    наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки;
    сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), весе или объеме;
    назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок);
    способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания);
    условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения);
    дату изготовления и дату упаковки товара;
    противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний);
    сведения о государственной регистрации (для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации).
    По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии пищевых продуктов, изготовленных на территории Российской Федерации, или его заверенной копией.
    33. Продавец обязан также произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров».
    Вместе с тем, необходимо обратить внимание на Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1263:
    «2. Некачественной и опасной признается пищевая продукция, которая:
    не соответствует требованиям нормативных документов;
    имеет явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее именуются - органы государственного надзора и контроля), при проверке такой продукции;
    не имеет удостоверения качества и безопасности (в отношении пищевой продукции российского производства), документов изготовителя и поставщика пищевой продукции, подтверждающих ее происхождение, в отношении которой отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (для пищевой продукции, подлежащей государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);
    не соответствует представленной информации и в отношении которой имеются обоснованные подозрения о ее фальсификации;
    не имеет установленных сроков годности (для пищевой продукции, установление сроков годности которой является обязательным) или сроки годности которой истекли;
    не имеет маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которой не имеется такой информации.
    Такая пищевая продукция подлежит изъятию из оборота, экспертизе, утилизируется или уничтожается.
    3. Экспертиза некачественной и опасной пищевой продукции проводится в целях определения возможности ее дальнейшего использования или уничтожения...
    5. Некачественная и опасная пищевая продукция на период, необходимый для проведения экспертизы, принятия и исполнения решения о дальнейшем ее использовании или уничтожении, подлежит хранению в отдельном помещении на складе, в холодильнике (изолированной камере) с соблюдением условий, исключающих к ней доступ.
    Пищевая продукция, помещаемая на временное хранение, подлежит строгому учету.
    Ответственность за сохранность такой пищевой продукции несет ее владелец…
    9. Экспертиза включает оценку соответствия сопроводительной документации на пищевую продукцию требованиям нормативной и технической документации, результатов ее внешнего осмотра, исследований, состояния упаковки и маркировки продукции.
    В процессе экспертизы выясняются также условия производства, закупки, поставки, транспортировки, хранения и реализации продукции, при необходимости проводятся лабораторные исследования (испытания) качества и безопасности, а также ее идентификация».
    Поэтому, с учетом приказа Минсельхоза России от 6 мая 2008 г. N 238 «Об утверждении Инструкции по проведению государственного контроля и надзора в области ветеринарно-санитарной экспертизы некачественной и опасной продукции животного происхождения, ее использования или уничтожения», в случае непредоставления ветеринарных сопроводительных документов на находящуюся у предпринимателя при транспортировке, на хранении, в реализации продукцию животного происхождения владелец должен решить вопрос об использовании или утилизации, уничтожении продукции по результатам ее экспертизы под контролем госветслужбы.


    Куда обратится с проблемой бездомных собак
    Согласно статье 2 закона Иркутской области от 09.12.2013 № 110-оз
    «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере обращения с безнадзорными собаками и кошками в Иркутской области» органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:
    1) отлов и транспортировка безнадзорных собак и кошек;
    2) передержка безнадзорных собак и кошек;
    3) возврат в места прежнего обитания безнадзорных собак и кошек.
    На официальном сайте службы ветеринарии Иркутской области http://vet.irkobl.ru в разделе «Безнадзорные животные» Вы можете найти контактную информацию для обращения по проблеме безнадзорных животных в Ваш муниципалитет либо подрядную организацию.


    Информационные ресурсы Иркутской области