Версия для слабовидящих
Версия для печати

Title

Информация об истории деятельности Детских телефонов доверия

в Иркутской области

Ежегодно 17 мая, начиная с 2009 года, Российская Федерация празднует Международный день детского телефона доверия.

В 2014 году этот день проходил под девизом «Помочь ребенку – помочь семье!».

С каждым годом все большее количество субъектов Российской Федерации присоединяются к празднованию Международного дня детского телефона доверия: в 2010 году этот день отмечался в 62 субъектах, в 2011 году – в 69, в 2012-2013 годах – уже в 75 регионах.

Иркутская область с 2011 года присоединилась к празднованию Дня детского телефона доверия, в рамках его проведения организуются соответствующие мероприятия, направленные на популяризацию доверительного взаимодействия родителей и детей, информирование детей и их родителей о возможности в круглосуточном режиме и бесплатно получить квалифицированный совет консультанта детского телефона доверия.

На протяжении нескольких лет мероприятия, посвященные Международному дню детского телефона доверия, активно поддерживаются Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Астаховым П.А., Уполномоченным по правам ребенка в Иркутской области Семеновой С.Н.

Интересна история возникновения телефона доверия, как услуги оказания психологической помощи:

Первый телефон доверия появился в 1953 году как форма оказания помощи людям в кризисном состоянии. Англичанин Чад Вара объявил свой номер телефона и предложил звонить людям в любое время, если в их жизни возникают сложности, с которыми они сами не в состоянии справиться: когда они одиноки, растеряны. Чад Вара и не предполагал, что получит достаточно большое количество звонков. Выводы, которые он сделал, сводились к тому, что все звонившие, прежде всего, нуждались в дружеской помощи. Вскоре он начал поиск добровольных помощников…

Из этой истории использования телефона для доступной помощи людям и родилось всемирное движение в виде служб помощи по телефону.

В Иркутской области с 2010 года была организована работа трех круглосуточных и бесплатных детских телефонов доверия, которым присвоены следующие номера:

- 8(395-2) 24-00-07; 

- 8-800-350-40-50;

- 8(395-2) 22-93-28.

Необходимо отметить, что их деятельность осуществляется именно при государственных учреждениях.

В конце 2010 года по инициативе Правительства Иркутской области три службы Телефонов доверия для детей, подростков и их родителей, работающих в учреждениях системы социальной защиты, образования и здравоохранения, при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подключены к единому общероссийскому номеру 8-800-2000-122, который также работает в круглосуточном и бесплатном режимах.

С декабря 2013 года такая служба открыта в учреждении системы социальной защиты в г. Черемхово и также подключена к единому общероссийскому номеру 8-800-2000-122.

Кроме этого, министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в 2011 году создано еще 3 детских телефона доверия, которые работают:

- на обращения жителей г. Усолье-Сибирское и Усольского района – номер телефона 8 (395-43) 98-117 (режим работы: вторник, четверг, суббота с 10:00 до 20:00ч.);

- на обращения жителей Заларинского района – номер телефона 8 (395-52) 2-25-78 (режим работы: понедельник – пятница – с 15:00 до 22:00ч., суббота с 09:00 до 14:00ч.);

- на обращения жителей г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района - 8 (395-35) 3-02-01 (режим работы: понедельник - пятница с 09:00 до 17:00ч.).

Конфиденциальность и бесплатность - два основных принципа работы телефона доверия. Это означает, что каждый ребенок и родитель может анонимно и бесплатно получить психологическую помощь и тайна его обращения на телефон доверия гарантируется.

Круглосуточно людям, отчаявшимся найти решение своей проблемы, помогают подготовленные специалисты - психологи, которые обладают большим опытом работы, имеют высшее психологическое образование и ежегодно повышают свой образовательный уровень по специальным программам подготовки телефонных консультантов. Ни один поступивший вопрос не остается без ответа. Все случаи жестокого обращения с детьми находятся на особом контроле. Наибольшее количество звонков от детей, подростков и родителей касаются насущных и наиболее важных для них вопросов и тем: особенности взросления, взаимоотношения подростков с противоположным полом, детские страхи, успехи и неудачи в учебе, взаимоотношения в семье, детско-родительские взаимоотношения, конфликтные ситуации детей в семье или в школе, трудности «переходного» возраста, нежелание детей учиться и ответственно относиться к своим обязанностям.

В этих случаях консультанты готовы помочь: оказать консультативную помощь, опираясь на профессиональные знания и опыт, или дать адреса и телефоны организаций, где нуждающиеся могут получить помощь.

Однако имеют место и серьезные обращения, касающиеся нарушений прав детей. Как правило, по таким проблемам на телефоны доверия обращаются взрослые неравнодушные люди: соседи, школьные учителя, родственники. Как показывает статистика, сейчас дети уже перестали бояться и стесняться говорить о том, что с ними плохо обращаются. Дети начали доверять телефону доверия и информация о нарушении их прав поступает и от них самих. По каждому факту жестокого обращения с детьми, помимо практических советов о том, как необходимо себя вести, информация направляется в соответствующие органы: органы внутренних дел, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управлением образования. Кроме этого, специалисты телефонов доверия отслеживают, какие меры приняты этими органами, помогли ли они ребенку, семье.

Анализ звонков, поступающих на детский телефон доверия, показал, что на первом месте по значимости подростки указали трудности в отношениях со сверстниками, на втором – проблемы, связанные с процессом обучения в школе. Значительное количество звонков по поводу неуверенности в себе, недовольства своим характером, внешностью, непонимания со стороны окружающих. Причем, для старших подростков и юношества добавляются такие переживания, как одиночество и неуспешность в будущем. Родители же, чаще всего, консультируются со специалистами телефона доверия по поводу взаимоотношений в семье, учебных проблем и проблем здоровья. Примечательно, что немалое количество звонков взрослых вызвано интересом к работе детского телефона доверия. Основные проблемы, с которыми обращаются на Детский телефон доверия, как дети, так и их родители, - это проблемы внутрисемейных взаимоотношений, а телефонное психологическое консультирование является одной из реальных форм помощи детям и родителям, оказавшимся в кризисной ситуации.

За 3 полных года работы служб телефона доверия, работающих по федеральному номеру, на Телефон доверия поступило более 72 500 звонков, из которых: 35,4 % - от детской аудитории; 48,8 % - от взрослой; 15,8 % - от родителей детей. Ежегодно отмечается увеличение количества обращений от родителей детей, что является следствием информационных кампаний и эффекта от уже полученной помощи.

Актуальные проблемы и запросы, которые ставятся перед консультантами служб телефона доверия абонентами, требуют высоко-подготовленных профессионалов-психологов, которые постоянно занимаются повышением профессионального уровня через изучение литературы, участие в образовательных программах, тренингах, группах личностного роста, прохождения супервизии.

В целях повышения профессионального уровня специалисты из нашего региона приняли участие в 2014 году во Всероссийской конференции «Детский телефон доверия как механизм раннего выявления детского и семейного неблагополучия», которая проходила в г. Москве. Информацией, полученной в рамках работы конференции, профессиональными проблемами и успехами они поделились с коллегами 3 декабря 2014 года на методическом объединении на тему: «Обеспечение устойчивости деятельности детского телефона доверия». В данном мероприятии приняли участие специалисты, консультирующие по телефону доверия в городах Иркутске и Усть-Илимске, Черемховском, Заларинском и Усольском районе.

Кроме того для обобщения опыта работы, обмена опытом и роста профессионального мастерства в 2015 году в Иркутской области будет организован конкурс профессионального мастерства среди консультантов телефонов доверия, приуроченный к празднованию Международного дня детского телефона доверия.

Телефон доверия – служба, «работающая» на безопасность детей.

Если у вас есть проблемы, звоните по номеру: 8-800-2000-122, 8-800-350-40-50.