Чувашский праздник "Акатуй" 13.06.2015

Чувашский праздник "Акатуй" 13.06.2015
18.06.2015
13 июня в чувашской деревне Успенский – 3 состоялся «Акатуй» - праздник чувашей, посвящённый земледелию, что означает «Свадьба плуга с землёй». В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Праздник продолжался неделю. Проведению праздника предшествовала целая серия мероприятий. Заранее наварили чувашского пива – вкус которого особенный и  можно испробовать только у чувашей. За два дня до праздника пошли за благословением, к старейшинам - ныне живущим и к могилам предков этой деревни. На следующий день по деревне «гарцевали» мальчишки в национальных костюмах верхом на деревянных лошадках приглашая на праздник. Другие дети подходили к каждому дому, звоня  в колокольчики, и зачитывали указ о проведении акатуя и необходимости жертвования  на праздник, какой – нибудь продукт питания к праздничному застолью.  А ещё на следующее утро – в день проведения самого праздника кипела работа по приготовлению угощений к праздничному столу, оформления дома досуга и поляны на краю поля. В назначенное время торжественное шествие от дома досуга направилось к полю для проведения обрядов: пахоты земли, моление кашей, гадание на яйцах. Впереди шествия шли старейшие жители деревни, за ними дети и молодёжь, а также гости и участники праздника. Группа участников обряда выходит в поле с флагом акатуя, с собой несут на вышитом ритуальном полотенце и красивом блюде каравай пшеничного хлеба, сыр, яйца, пиво в красивом бочоночке. Несут чинно, торжественно. Все участники в праздничном чувашском одеянии, устраиваются на начале поля, обращаются лицом на восток. Звучит музыка и все поют гимн акатуя «Алран кайми». начинается обряд пахоты земли: молодые ребята впрягаются в соху и тянут её, за сохой идут отец и сын. Сын – это мальчик, удостоенный этой чести, который на Масленицу первым взобравшись на ледяную гору, скатился с неё. Следом идут женщины и девушки с лукошками для сева и сеют зерно, а за ними парни, с девушками впряженные в борону боронят землю. После этого в последнюю борозду происходит обряд моления кашей. На краю поля в борозду зарывается несколько ложек каши и варёных яиц. Старший, обращаясь к  духам земли, читает молитву. Молитва прочитана. Каждому из присутствующих подносится кружка пива, раздаётся по кусочку съестного. В честь духов земли каждый отливает на землю несколько капель пива и разбрасывает по полю крошки хлеба и сыра. А затем начинается гадание на яйцах. Молодёжь бросает в поле яйца и смотрит, у кого яйцо разбилось, у кого нет. Верили, что целое яйцо предвещает богатый урожай яровых хлебов.
После обряда под музыку все перешли в лесной массив, где на поляне продолжался праздник с песнями, хороводами, национальными играми. Не обошлось и без национальной чувашской борьбы (Керешю). Далее все участники праздника двинулись торжественной процессией к дому досуга. Впереди процессии несут шест с петухом – символ акатуя, украшенный  разноцветными лентами, все участники шествия идут весело с песнями. В доме досуга праздник продолжился гала – концертом, который открыли хозяева. На сцену  сменяя друг друга выходили артисты из Ново - Летников, Зимы, Верх- Оки, Масляногорска, Иркутска. Гала- концерт прошёл на одном дыхании. Тёплыми аплодисментами встречали коллективы  «Саванэщь»(«Радость»), «Йемра»(«Ветла») , «Пилеш»(«Рябинушка»),  «Окиночка», «Ивушка», «Илемле»(«Красивый»). Праздник завершился праздничным застольем, который не обошёлся без национальной шурпы с бараниной,  в знак благодарности всем кто участвовал в празднике и тем,  кто помог организовать и провести этот замечательный праздник.
Фидикова Н.В. директор МОУ Масляногорская СОШ