Версия для слабовидящих
Версия для печати

Комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, рекомендации по их соблюдению

Обзор изменений законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, вступивших в силу с 8 января 2019 года

Обзор изменений законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, вступивших в силу с 29 декабря 2017 года

Часто задаваемые вопросы хозяйствующих субъектов по вопросам розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, декларирования розничной продажи алкогольной продукции и комментарии к ним:

 

Вопрос 1: Возможна ли розничная продажа алкогольной продукции в кафе и ресторанах в дни запретов?

Ответ: Ограничения и запреты розничной продажи алкогольной продукции, установленные постановлением Правительства Иркутской области от 14.10.2011 № 313-пп «Об установлении требований и ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области», не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

При этом, согласно статье 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ
«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»  (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).

Кроме того, потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.

Вопрос 2: Какими документами должен сопровождаться оборот алкогольной продукции?

Ответ: В соответствии со статьей 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ оборот алкогольной продукции осуществляется при наличии следующих документов:

- товарно-транспортной накладной;

- справки, прилагаемой к таможенной декларации, для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с Федеральным законом № 171-ФЗ акцизными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в ЕГАИС по каждой единице алкогольной продукции. Такая справка не заполняется для импортированной алкогольной продукции, являющейся товаром ЕАЭС;

- справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с Федеральным законом № 171-ФЗ федеральными специальными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в ЕГАИС по каждой единице алкогольной продукции.

Вопрос 3: Переведут ли сопроводительные документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции (товарно-транспортная накладная, справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (разделы «А», «Б»), сертификаты) в электронную форму? Отменят ли бумажные носители?

Ответ: С 1 июля 2018 года в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ организации, импортирующие алкогольную продукцию не в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) алкогольной продукции, не заполняют справки, прилагаемые к товарно-транспортной накладной и к таможенной декларации, формы которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольную и спиртосодержащую продукцию» и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 872 «О справке, прилагаемой к таможенной декларации» (далее - справки).

Таким образом, с 1 июля 2018 года справки заполняют только организации, импортирующие алкогольную продукцию в целях:

- использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях;

- иных, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) алкогольной продукции.

Кроме того, с 1 июля 2018 года указанные справки также заполняют организации, импортирующие алкогольную продукцию, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в ЕГАИС, по каждой единице алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с Федеральным законом № 171-ФЗ акцизными марками.

Таким образом, сопроводительные документы, подтверждающие легальность оборота вышеуказанной алкогольной продукции, должны находиться в предприятии розничной торговли (письма Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2018 года № 03-14-11/7345 и от 11 августа 2017 года № 03-14-17/51775).

 Вопрос 4: Какими нормативными правовыми актами установлены минимальные цены и на какие виды алкогольной продукции?

Ответ: Приказом Минфина России от 11.05.2016 № 58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов» и приказом Минфина России от 27.04.2016 № 55н «Об установлении цены, не ниже которой осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа игристого вина (шампанского)» установлены минимальные цены на следующую алкогольную продукцию:

- на водку крепостью 40 градусов 215 рублей за 0,5 литра готовой продукции;

- на бренди и другую алкогольную продукцию, произведенную из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового дистиллятов в размере 307 рубля за 0,5 литра готовой продукции;

- на коньяк в размере 388 рубль за 0,5 литра готовой продукции;

- игристое вино (шампанское) в размере 164 рублей за 0,75 литра готовой продукции.

Вопрос 5: Планируется ли отмена декларирования объема розничной продажи алкогольной продукции в 2019 году?

 Ответ: Декларирование объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотрено 

статьей 14 Федерального закона № 171-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменен порядок подачи деклараций.

В настоящее время федеральное законодательство не содержит норм об отмене декларирования объема розничной продажи алкогольной продукции в 2019 году.

Вопрос 6: Где можно получить инструкцию по ведению журнала учета объема розничной продажи алкогольной продукции?

Ответ: Форма журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также порядок его ведения и заполнения, утверждена приказом Росалкогольрегулирования от 19.06.2015 № 164 «О форме журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядке его заполнения», который имеется в свободном доступе в информационно-правовых системах «КонсультантПлюс»  или «Гарант».

Вопрос 7: Передача сведений через ЕГАИС для предприятий общественного питания должна быть посуточной или достаточно ведения журнала объема розничной продажи алкогольной продукции?

Ответ: Подпунктом 2 пункта 2.1 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ предусмотрено, что требование об использовании ЕГАИС не распространяется на учет объема розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

При этом ведения журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – журнал) является обязанностью хозяйствующего субъекта при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Журнал заполняется не позднее следующего дня после факта розничной продажи каждой единицы потребительской тары (упаковки) алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо по факту вскрытия транспортной тары, используемой для поставки и последующего розлива продукции потребителю, одним из следующих способов:

- на бумажном носителе;

- в электронном виде с использованием программных средств ЕГАИС.

Вопрос 8: Где можно получить консультацию по вопросу выравнивания остатков при наличии их расхождения по данным ЕГАИС и деклараций?

Ответ: ЕГАИС является информационным ресурсом Федеральной службы регулирования алкогольной продукции Российской Федерации.

Для получения консультации о причинах расхождения остатков алкогольной продукции в ЕГАИС и декларациях необходимо обратиться в отдел декларирования розничной продажи алкогольной продукции службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области по телефонам: 24-18-47 или 24-33-77.

 Вопрос 9: Как работать с продукцией, у которой одинаковые названия и штрих код, но производители разные?

 Ответ: Согласно расшифровке штрих кода, расположенного на этикетке товара у каждого производителя свой код (4 цифры). Соответственно учет по штрих коду должен быть раздельный исходя из кода производителя, даже для продукции с одинаковым названием.

Хозяйствующему субъекту, осуществляющему розничную продажу алкогольной продукции, при получении алкогольной продукции рекомендуется заводить карточку учета поступления товара на каждого производителя, даже если получен товар с одинаковым названием.

 Вопрос 10: Как будет происходить списание (выравнивание) остатков алкогольной продукции, когда будет введен «помарочный» учет?

Ответ: Федеральным законом № 433-ФЗ внесены изменения в статью 12 Федерального закона № 171-ФЗ, вступающие в силу с 1 июля 2018 года, согласно которым алкогольная продукция подлежит маркировке федеральной специальной маркой (далее - ФСМ) и акцизной маркой, содержащими двухмерный штриховой код (графическую информацию в кодированном виде), нанесенный АО «Гознак» и содержащий идентификатор ЕГАИС в кодированном виде.

В целях введения поштучного учета алкогольной продукции в ЕГАИС Росалкогольрегулированием разработаны Методические указания, в которых содержится подробное объяснение по порядку фиксации сведений (http://egais.ru/normativnye_akty/razjasnenija_po_egais).

Кроме того, Министерством финансов Российской Федерации даны разъяснения о маркировке алкогольной продукции с 1 июля 2018 года в письме от 20 апреля 2018 года № 03-14-07/27242, размещенном в Системе КонсультантПлюс.

 Вопрос 11: При продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции нужна синяя печать на карточке ККТ?

Ответ: При продлении срока действия лицензии заявитель вправе представить вместе с заявлением о продлении срока действия лицензии копию карточки ККТ, заверенную синей печатью организации (заявителя).

 Вопрос 12: Можно ли осуществлять розничную продажу пива в нестационарном объекте общественного питания (палатка с залом обслуживания, уличное кафе)?

 Ответ: Можно.

 Вопрос 13: Акцизные марки нового образца. Сроки действия марок «старого» образца и когда ожидать новые марки в Иркутске?

Ответ: Федеральным законом № 433-ФЗ внесены изменения в статью 12 Федерального закона № 171-ФЗ, вступающие в силу с 1 июля 2018 года, согласно которым алкогольная продукция подлежит маркировке ФСМ и акцизной маркой, содержащими двухмерный штриховой код (графическую информацию в кодированном виде), нанесенный АО «Гознак» и содержащий идентификатор ЕГАИС в кодированном виде.

Статьей 5 Федерального закона № 433-ФЗ производителям и импортерам алкогольной продукции разрешено маркировать алкогольную продукцию марками «старого образца», то есть ФСМ и акцизными марками, как уже полученными до 1 июля 2018 года, так и изготовленными АО «Гознак» по заявлениям, поступившим от участников алкогольного рынка до 1 июля 2018 года.

Ограничения по срокам реализации алкогольной продукции, маркированной ФСМ «старого» образца, Федеральным законом № 433-ФЗ не установлены.

Имеющиеся в настоящее время у участников алкогольного рынка технические устройства (сканеры двухмерных штриховых кодов) позволяют осуществлять считывание штрихового кода, наносимого на новые ФСМ и акцизные марки, и приобретение дополнительного оборудования не потребуется (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 20 апреля 2018 года № № 03-14-07/27242).