Версия для слабовидящих
Версия для печати

Комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих лицензионные требования, рекомендации по их соблюдению

Обзор изменений законодательства в области лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, вступающих в силу с 29 декабря 2017 года (ссылка)


Обзор изменений законодательства в области лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, вступающих в силу с 31 марта 2017 года (ссылка)


Обзор изменений законодательства в области лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, вступающих в силу с 31 июля 2017 года (ссылка)


Обзор вопросов, поступивших в рамках проведенного службой потребительского рынка и лицензирования Иркутской области семинара для хозяйствующих субъектов по вопросам лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции, который состоялся 24 мая 2018 года, и комментарии к ним:

 

Вопрос 1: Возможна ли розничная продажа алкогольной продукции в кафе и ресторанах в дни запретов?

Ответ: Ограничения и запреты розничной продажи алкогольной продукции, установленные постановлением Правительства Иркутской области от 14.10.2011 № 313-пп «Об установлении требований и ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области», не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

При этом, согласно статье 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ 
«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»  (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).

Кроме того, потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.

Вопрос 2: Какими документами должен сопровождаться оборот алкогольной продукции?

Ответ: В соответствии со статьей 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ оборот алкогольной продукции осуществляется при наличии следующих документов:

- товарно-транспортной накладной;

- справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной алкогольной продукцией, за исключением алкогольной продукции, являющейся товаром Таможенного союза);

- справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для алкогольной продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированной алкогольной продукции, являющейся товаром Таможенного союза).

Вместе с тем, с 1 июля 2018 года вступают в силу изменения в ст. 10.2 Федерального закона №171-ФЗ. Таким образом, с 1 июля 2018 года оборот алкогольной продукции осуществляется при наличии следующих документов:

- товарно-транспортной накладной;

справки, прилагаемой к таможенной декларации, для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с Федеральным законом № 171-ФЗакцизными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в ЕГАИС по каждой единице алкогольной продукции. Такая справка не заполняется для импортированной алкогольной продукции, являющейся товаром ЕАЭС;

справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с Федеральным законом № 171-ФЗ федеральными специальными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в ЕГАИС по каждой единице алкогольной продукции.

Вопрос 3: Переведут ли сопроводительные документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции (товарно-транспортная накладная, справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (разделы «А», «Б»), сертификаты) в электронную форму? Отменят ли бумажные носители?

Ответ: С 1 июля 2018 года в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ организации, импортирующие алкогольную продукцию не в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) алкогольной продукции, не заполняют справки, прилагаемые к товарно-транспортной накладной и к таможенной декларации, формы которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольную и спиртосодержащую продукцию» и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 872 «О справке, прилагаемой к таможенной декларации» (далее - справки).

Таким образом, с 1 июля 2018 года справки заполняют только организации, импортирующие алкогольную продукцию в целях:

- использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях;

- иных, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) алкогольной продукции.

Кроме того, с 1 июля 2018 года указанные справки также заполняют организации, импортирующие алкогольную продукцию, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в ЕГАИС, по каждой единице алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с Федеральным законом № 171-ФЗ акцизными марками.

Таким образом, сопроводительные документы, подтверждающие легальность оборота вышеуказанной алкогольной продукции, должны находиться в предприятии розничной торговли (письма Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2018 года № 03-14-11/7345 и от 11 августа 2017 года № 03-14-17/51775).

 Вопрос 4: Какими нормативными правовыми актами установлены минимальные цены и на какие виды алкогольной продукции?

Ответ: Приказом Минфина России от 11.05.2016 № 58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов» и приказом Минфина России от 27.04.2016 № 55н «Об установлении цены, не ниже которой осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа игристого вина (шампанского)» установлены минимальные цены на следующую алкогольную продукцию:

- на водку крепостью 40 градусов 205 рублей за 0,5 литра готовой продукции;

- на бренди и другую алкогольную продукцию, произведенную из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового дистиллятов в размере 293 рубля за 0,5 литра готовой продукции;

- на коньяк в размере 371 рубль за 0,5 литра готовой продукции;

- игристое вино (шампанское) в размере 164 рублей за 0,75 литра готовой продукции.

Вопрос 5: Планируется ли отмена декларирования объема розничной продажи алкогольной продукции в 2019 году?

 Ответ: Декларирование объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотрено 

статьей 14 Федерального закона № 171-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменен порядок подачи деклараций.

В настоящее время федеральное законодательство не содержит норм об отмене декларирования объема розничной продажи алкогольной продукции в 2019 году.

Вопрос 6: Где можно получить инструкцию по ведению журнала учета объема розничной продажи алкогольной продукции?

Ответ: Форма журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также порядок его ведения и заполнения, утверждена приказом Росалкогольрегулирования от 19.06.2015 № 164 «О форме журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядке его заполнения», который имеется в свободном доступе в информационно-правовых системах «КонсультантПлюс»  или «Гарант».

Вопрос 7: Передача сведений через ЕГАИС для предприятий общественного питания должна быть посуточной или достаточно ведения журнала объема розничной продажи алкогольной продукции?

Ответ: Подпунктом 2 пункта 2.1 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ предусмотрено, что требование об использовании ЕГАИС не распространяется на учет объема розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

При этом ведения журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – журнал) являетсяобязанностью хозяйствующего субъекта при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Журнал заполняется не позднее следующего дня после факта розничной продажи каждой единицы потребительской тары (упаковки) алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо по факту вскрытия транспортной тары, используемой для поставки и последующего розлива продукции потребителю, одним из следующих способов:

- на бумажном носителе;

- в электронном виде с использованием программных средств ЕГАИС.

Вопрос 8: Где можно получить консультацию по вопросу выравнивания остатков при наличии их расхождения по данным ЕГАИС и деклараций?

Ответ: ЕГАИС является информационным ресурсом Федеральной службы регулирования алкогольной продукции Российской Федерации.

Для получения консультации о причинах расхождения остатков алкогольной продукции в ЕГАИС и декларациях необходимо обратиться в отдел декларирования розничной продажи алкогольной продукции службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области по телефонам: 24-18-47 или 24-33-77.

 Вопрос 9: Как работать с продукцией, у которой одинаковые названия и штрих код, но производители разные?

 Ответ:  Согласно расшифровке штрих кода, расположенного на этикетке товара у каждого производителя свой код (4 цифры). Соответственно учет по штрих коду должен быть раздельный исходя из кода производителя, даже для продукции с одинаковым названием.

Хозяйствующему субъекту, осуществляющему розничную продажу алкогольной продукции, при получении алкогольной продукции рекомендуется заводить карточку учета поступления товара на каждого производителя, даже если получен товар с одинаковым названием.

 Вопрос 10: Как будет происходить списание (выравнивание) остатков алкогольной продукции, когда будет введен «помарочный» учет?

Ответ: Федеральным законом № 433-ФЗ внесены изменения в статью 12 Федерального закона № 171-ФЗ, вступающие в силу с 1 июля 2018 года, согласно которым алкогольная продукция подлежит маркировке федеральной специальной маркой (далее - ФСМ) и акцизной маркой, содержащими двухмерный штриховой код (графическую информацию в кодированном виде), нанесенный АО «Гознак» и содержащий идентификатор ЕГАИС в кодированном виде.

В целях введения поштучного учета алкогольной продукции в ЕГАИС Росалкогольрегулированием разработаны Методические указания, в которых содержится подробное объяснение по порядку фиксации сведений (http://egais.ru/normativnye_akty/razjasnenija_po_egais).

Кроме того, Министерством финансов Российской Федерации даны разъяснения о маркировке алкогольной продукции с 1 июля 2018 года в письме от 20 апреля 2018 года № 03-14-07/27242, размещенном в Системе КонсультантПлюс.

 Вопрос 11: При продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции нужна синяя печать на карточке ККТ?

Ответ: При продлении срока действия лицензии заявитель вправе представить вместе с заявлением о продлении срока действия лицензии копию карточки ККТ, заверенную синей печатью организации (заявителя).

 Вопрос 12: Можно ли осуществлять розничную продажу пива в нестационарном объекте общественного питания (палатка с залом обслуживания, уличное кафе)?

 Ответ: Можно.

 Вопрос 13: Акцизные марки нового образца. Сроки действия марок «старого» образца и когда ожидать новые марки в Иркутске?

Ответ: Федеральным законом № 433-ФЗ внесены изменения в статью 12 Федерального закона № 171-ФЗ, вступающие в силу с 1 июля 2018 года, согласно которым алкогольная продукция подлежит маркировке ФСМ и акцизной маркой, содержащими двухмерный штриховой код (графическую информацию в кодированном виде), нанесенный АО «Гознак» и содержащий идентификатор ЕГАИС в кодированном виде.

Статьей 5 Федерального закона № 433-ФЗ производителям и импортерам алкогольной продукции разрешено маркировать алкогольную продукцию марками «старого образца», то есть ФСМ и акцизными марками, как уже полученными до 1 июля 2018 года, так и изготовленными АО «Гознак» по заявлениям, поступившим от участников алкогольного рынка до 1 июля 2018 года.

Ограничения по срокам реализации алкогольной продукции, маркированной ФСМ «старого» образца, Федеральным законом № 433-ФЗ не установлены.

Имеющиеся в настоящее время у участников алкогольного рынка технические устройства (сканеры двухмерных штриховых кодов) позволяют осуществлять считывание штрихового кода, наносимого на новые ФСМ и акцизные марки, и приобретение дополнительного оборудования не потребуется (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 20 апреля 2018 года № № 03-14-07/27242).

 


Дата изменения: 09.06.2018 15:04