Версия для слабовидящих
Версия для печати

Обобщение практики осуществления лицензионного контроля

ОБЗОР

практики осуществления лицензионного контроля Службой потребительского рынка и лицензирования Иркутской области

Настоящий обзор практики осуществления лицензионного контроля Службой потребительского рынка и лицензирования Иркутской области (далее – Служба) подготовлен (далее - Обзор) за январь – декабрь 2017 года

Общие положения

Служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области является органом, осуществляющим лицензирование розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 18 мая 2010 года № 111-пп «О службе потребительского рынка и лицензирования Иркутской области». На основании подпункта 39.10 пункта 7 Положения о Службе, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области № 111-пп, к функциям Службы относится производство по делам об административных правонарушениях в области розничной продажи алкогольной продукции в порядке, предусмотренном законодательством.

В рамках осуществления данных полномочий Служба в 2017 году осуществляла лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на предмет надлежащего соблюдения норм Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, рассмотрение дел и составление протоколов об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В январе-декабре 2017 года Службой проведено 189 контрольных мероприятия в отношении организаций, осуществляющих оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Службой составлен 131 протокол об административном правонарушении, наложено штрафов на общую сумму 1 135 000 рублей.

Основными нарушениями, выявленными в ходе проведения контрольных мероприятий, являются:

- искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей;

- оборот продукции немаркированной федеральными специальными или акцизными марками, или маркированной поддельными федеральными специальными или акцизными марками;

– нарушения порядка учета алкогольной продукции;

- нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В ходе проведения контрольных мероприятий Службой:

Изъято/арестовано 2 283 бутылки алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Кроме того, Службой за январь – декабрь 2017 года принято:

132 решения о выдаче лицензии;

62 решения об отказе выдаче лицензии;

7 решений о частичном отказе в выдаче, продлении лицензии;

540 решений о переоформлении лицензии;

307 решений о продлении срока действия лицензии;

11 решений о приостановлении действия лицензий на оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции;

12 решений об аннулировании лицензий на оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции.


Раздел I

Анализ наиболее часто совершаемых нарушений обязательных требований, выявленных в ходе проведения проверок и административных расследований

В январе – ноябре 2017 года Службой потребительского рынка и лицензирования Иркутской области (далее – Служба) в ходе осуществления контрольно-надзорных полномочий были выявлены следующие наиболее часто совершаемые нарушения.

1. Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей (18 случаев выявленных нарушений).

Основными видами указанных нарушений являются:

1) непредставление деклараций при наличии остатков продукции. При представлении деклараций участникам алкогольного рынка следует учитывать, что обязанность представления деклараций поставлена в зависимость не только от фактического осуществления розничной продажи алкогольной продукции, но и от наличия остатков продукции на конец предыдущего декларируемого отчетного периода;

2) представление деклараций с нарушением формата, утвержденного Росалкогольрегулированием. Формат представления деклараций утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 № 198 "О формате представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей";

3) представление деклараций с нарушением срока, установленного Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 (далее - Правила). В соответствии с пунктом 21 Правил, Росалкогольрегулирование и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при получении деклараций в тот же день передают квитанции о приеме деклараций в форме электронного документа организациям (индивидуальным предпринимателям, сельскохозяйственным товаропроизводителям) по телекоммуникационным каналам связи.

4) истечение срока действия усиленной квалифицированной электронной подписи на момент представления деклараций.

В соответствии с пунктом 16 Правил декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи";

Повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций, влечет аннулирование лицензий в судебном порядке (по обращению лицензирующего органа), а также административную ответственность, предусмотренную статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Меры, которые следует предпринять участникам алкогольного рынка, в целях недопущения нарушения порядка и сроков при декларировании розничной продажи алкогольной продукции:

- перед началом декларационного периода проверять сроки действия усиленной квалифицированной электронной подписи;

- при представлении деклараций соблюдать действующий формат, утвержденный Росалкогольрегулированием;

- проводить своевременные сверки с контрагентами;

- усилить контроль за своевременной сдачей деклараций через "Личный кабинет" на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/);

- не допускать нарушения сроков представления деклараций.

5) Оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – ЕГАИС), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ (9 случаев выявленных нарушений).

Отсутствие фиксации сведений в ЕГАИС влечет аннулирование лицензий в судебном порядке, а также административную ответственность, предусмотренную статьей 14.19 КоАП РФ.

Меры, которые следует предпринять организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, в целях недопущения нарушений порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:

- изучить действующее законодательство, в том числе изменения, внесенные в нормативные правовые акты в части порядка фиксации сведений в ЕГАИС;

- усилить контроль со стороны руководителей организаций, за исполнением должностных обязанностей сотрудниками, в том числе:

осуществлять контроль за своевременной передачей информации об объемах оборота алкогольной продукции в ЕГАИС.

обеспечить техническую возможность по передаче указанной информации в ЕГАИС.

- обеспечить подготовку кадрового состава организаций – повышение квалификации персонала по работе в ЕГАИС;

- использовать в работе информацию, размещаемую Росалкогольрегулированием на официальных интернет-порталах: https://wiki.egais.ru, https://egais.ru.

6) Оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ либо с поддельными марками (3 случая выявленных нарушений);

В соответствии со статьей 26 Федерального закона №171-ФЗ оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Закона, либо с маркировкой поддельными марками запрещен.

Согласно пункту 6 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Совершение указанных нарушений влечет аннулирование лицензий во внесудебном порядке (по обращению лицензирующего органа), а также административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ.

Мерой, которую необходимо предпринять в целях избежания совершения данного правонарушения, является проведение каждым из участников алкогольного рынка на постоянной основе проверки подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок визуально, а также с использованием функционала "Проверка марок" "Личного кабинета" на сайте Росалкогольрегулирования (service.fsrar.ru).

7) Оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и (или) оборота такой продукции (60 случаев выявленных нарушений).

В ходе мероприятий по контролю устанавливаются факты приобретения организациями алкогольной продукции одного и того же наименования с одной датой розлива. В пакетах товаросопроводительных документов присутствует один и тот же раздел А справки к ТТН.

При этом статьей 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлен запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.

Совершение указанных нарушений влечет приостановление действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, а также административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

В целях избежания совершения данного нарушения, организациям следует использовать все доступные меры по проверке документов с использованием информационных ресурсов Росалкогольрегулирования, а именно:

- осуществлять проверку номеров фиксации поставок, указанных в пункте 12 раздела А справки, прилагаемой к ТТН, в "Личном кабинете" на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/);

- осуществлять сверку диапазонов номеров федеральных специальных марок, указанных в п. 12 раздела А справки, прилагаемой к ТТН с фактическими номерами марок, нанесенных на закупленную алкогольную продукцию;

- проверять наличие лицензий у всех контрагентов, указанных в разделе Б справок, прилагаемых к ТТН (в "Личном кабинете" на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/). Для организаций-участников рынка функционирует специализированный раздел "Контроль лицензий". В данном разделе Личного кабинета представители организаций могут осуществлять оперативное наблюдение за состоянием лицензий своих контрагентов);

- осуществлять проверку дат розлива и дат поставок алкогольной продукции.

Раздел II

Анализ наиболее часто совершаемых соискателями лицензий (лицензиатами), представивших заявления о выдаче (продлении срока действия, переоформлении) лицензии, нарушений, выявленных Службой при осуществлении лицензионного контроля.

Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по выдаче, переоформлению, продлению срока действия, прекращению действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Иркутской области, утвержденным приказом Службы от 12 ноября 2012 года № 26-спр (далее – Административный регламент), установлены сроки и последовательность административных процедур и административных действий Службы, порядок взаимодействия с органами государственной власти при предоставлении государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, в том числе формы заявлений, представляемые организациями при получении государственной услуги по лицензированию оборота, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 17 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ срок действия лицензии продлевается по просьбе лицензиата в порядке, установленном для выдачи лицензии. Таким образом, организация должна соответствовать лицензионным требованиям, установленным положениями, в том числе статьям 11, 19 Федерального закона № 171-ФЗ, в связи с чем, Службой направляются запросы по системе межведомственного электронного взаимодействия в Росреестр, Роспотребнадзор, правоохранительные органы и ФНС России.

При подаче заявлений (выдача, переоформление, продление, досрочное прекращение лицензии) в Службу наиболее часто встречаются следующие нарушения:

- несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 8, 9, 16, 19 Федерального закона № 171-ФЗ, в том числе:

- непредставление документов, подтверждающих право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления или аренды, срок которой определен договором и составляет один год и более, на стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров для городских населенных пунктов, 25 квадратных метров для сельских населенных пунктов (16 случаев);

- наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче (продлении срока действия) лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (43 случая);

В целях предотвращения допущения указанных правонарушений, соискателям лицензий необходимо:

- изучить действующее законодательство, в том числе изменения, внесенные в нормативные правовые акты;

- своевременно уплачивать налоги, сборы, пени и штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также штрафы, назначенные за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенные в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

-усилить контроль со стороны руководителей организаций, за исполнением должностных обязанностей сотрудниками;

- регулярно проводить аудит организации на соответствие требованиям установленным законодательством Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- использовать в работе информацию, размещаемую Службой на официальном сайте http://irkobl.ru/sites/potreb/reestr/license.

В целях предотвращения допущения указанных правонарушений, соискателям лицензий необходимо:

- регулярно проводить аудит на соответствие организации требованиям установленным законодательством Российской Федерации в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- при подготовке документов руководствоваться требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации, а также разъяснениями, размещенными на интернет-портале Росалкогольрегулирования, а также Службы.