Версия для слабовидящих
Версия для печати
 

Вопрос - ответ

Уважаемые пользователи!
В разделе «Вопрос - ответ» публикуются наиболее часто задаваемые вопросы, направленные в службу по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области


  • При переоформлении лицензии с целью включения адресов мест осуществления образовательной деятельности можем ли мы указать реквизиты заключений Пожнадзора, Роспотребнадзора на каждую школу, или должно быть заключение конкретно на наше учреждение?
  • Что делать, если школа отказывает в приеме ребенка в 1 класс?
  • Какие документы необходимо собрать для зачисления ребенка в 1 класс?
  • Подлежит ли лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, консультаций, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании?
  • Является ли заключенное образовательной организацией соглашение с собственником здания о предоставлении права пользования, а также находящимся в нем оборудованием, документом, свидетельствующим о наличии законного основания на использование имущества?
  • Необходимо ли организации, осуществляющей обучение, создавать структурное образовательное подразделение?
  • Получение второго профессионального образования (программе подготовки специалистов среднего звена) возможно на бюджетной основе, если первое получено на платной основе?
  • Могут ли дети с ограниченными возможностями здоровья обучаться в объединениях по программам дополнительного образования детей?
  • С какого возраста можно обучаться в объединениях по программам дополнительного образования детей?
  • Планируем обучать сотрудников организации мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимум. Просим разъяснить требуется ли нам лицензия для ведения данного вида деятельности?
  • Появилось понятие «индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность». Должны ли они получать лицензию на образовательную деятельность? Могут ли они реализовывать дополнительные профессиональные программы?
  • На какой срок будет переоформлено свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности в случае реорганизации образовательного учреждения в форме присоединения к ней другого образовательного учреждения?
  • Вправе ли образовательная организация отозвать заявление о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности в части одной или нескольких образовательных программ?
  • В каких случаях организация, осуществляющая образовательную деятельность, лишается государственной аккредитации?
  • Необходимо ли при лицензировании образовательной деятельности требовать от всех организаций (включая автошколы, учреждения дополнительного образования детей, учебные центры и т.п.) соблюдения всех положений статьи 37 и статьи 41 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ
  • Порядок предоставления места в муниципальные дошкольные образовательные организации на общих основаниях и с учетом первоочередного (внеочередного) права
  • Должна ли автономная некоммерческая организация, оказывающая услуги по присмотру и уходу за детьми младшего школьного возраста, иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности?
  • В какой срок должна быть переоформлена лицензия на осуществление образовательной деятельности в связи с реорганизацией в форме присоединения?
  • Должна ли школа выдавать личные дела по заявлению родителей выбывающих учащихся без справки-подтверждения с нового места учебы?
  • Законна ли летняя трудовая практика обучающихся в школе?
  • Ученице 18 лет. Окончила 10 класс с «2» по трем предметам. Как переводить её в 11 класс? В соответствии со ст. 58 закона об образовании ликвидировать академическую задолженность можно в течение года. Ученицей какого класса она считается?
  • Можно ли занимать должность учителя, имея высшее или среднее профессиональное образование, не относящееся к направлению «Образование и педагогика» или к области, не соответствующей преподаваемому предмету
  • Можно ли работать учителем-логопедом или учителем-дефектологом при наличии высшего профессионального образования, не относящегося к области логопедия, и профессиональной переподготовки по программе «Логопедия»?
  • В каком случае может быть приостановлено действие государственной аккредитации образовательной деятельности?
  • На основании каких норм законодательства лицензирующий орган может отказать соискателю лицензии в получении лицензии на осуществление образовательной деятельности?
  • Учитываются ли требования, предъявляемые к спортивному оборудованию при соискании лицензии по дополнительным образовательным программам?
  • Как апостиль крепится к официальному документу?
  • Если я уже получил апостиль, нужно ли делать что-то еще, чтобы доказать подлинность подписи или печати на моем официальном документе?
  • Могут ли апостиль признать недействительным в странах, где он будет предъявлен?

  • При переоформлении лицензии с целью включения адресов мест осуществления образовательной деятельности можем ли мы указать реквизиты заключений Пожнадзора, Роспотребнадзора на каждую школу, или должно быть заключение конкретно на наше учреждение?

    Организации необходимо предоставлять все документы от имени своей организации и оформленные на ее имя.


    0

    Что делать, если школа отказывает в приеме ребенка в 1 класс?

    Правила приема в конкретную образовательную организацию, не урегулированные законодательно, устанавливаются данной образовательной организацией самостоятельно. Государственные и муниципальные школы обязаны принимать на обучение граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная организация. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В этом случае родители ребенка должны обратиться в региональный или муниципальный орган управления образованием для его устройства в другую общеобразовательную организацию.


    0

    Какие документы необходимо собрать для зачисления ребенка в 1 класс?

    Родителю (законному представителю) необходимо подать заявление, примерная форма которого размещается на информационном стенде и (или) официальном сайте образовательной организации. При подаче заявления необходимо предъявить оригинал документа, удостоверяющего личность родителя, и оригинал свидетельства о рождении ребенка.

    Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в России.

    До 30 июня школы осуществляют прием в первый класс детей, проживающих на закрепленной территории, затем при наличии свободных мест ведется прием детей, не проживающих на закрепленной территории. Для зачисления ребенка в первый класс в образовательную организацию по месту проживания необходимо дополнительно предъявить свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории.


    0

    Подлежит ли лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, консультаций, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании?

    В соответствии с п. 17 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность представляет собой деятельность по реализации образовательных программ. В рамках перечисленных видов деятельности (разовые лекции, семинары и т.д.) образовательные программы не реализуются, а, следовательно, такая деятельность не может считаться образовательной.

    Кроме того, в приложении к Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966, содержится перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию. Данный перечень является исчерпывающим и в нем отсутствуют услуги по проведению разовых лекций, консультаций и семинаров.

    Таким образом, несмотря на отсутствие специальной оговорки (как это было в ранее действующем положении о лицензировании образовательной деятельности), проведение семинаров, консультаций, разовых лекций, как и ранее, не подлежит лицензированию.


    0

    Является ли заключенное образовательной организацией соглашение с собственником здания о предоставлении права пользования, а также находящимся в нем оборудованием, документом, свидетельствующим о наличии законного основания на использование имущества?

    В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 05.12.2017) и Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) иными законными основаниями наличия у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, строений и сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности, могут являться следующие права, предусмотренные законодательством:

    • аренда (глава 34 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации);
    • оперативное управление (глава 19 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации);
    • безвозмездное пользование (глава 36 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации);
    • постоянное (бессрочное) пользование земельным участком (глава 17 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    Таким образом, заключенное образовательной организацией соглашение с собственником здания (сооружения) о предоставлении права пользования зданием (сооружением), а также находящимся в нем оборудованием, не является правоустанавливающим документом, свидетельствующим о наличии законного основания на использование имущества.


    0

    Необходимо ли организации, осуществляющей обучение, создавать структурное образовательное подразделение?

    На основании статьи 91 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) образовательная деятельность подлежит лицензированию.

    Частью 6 статьи 31 Федерального закона установлено, что для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.


    0

    Получение второго профессионального образования (программе подготовки специалистов среднего звена) возможно на бюджетной основе, если первое получено на платной основе?

    Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Закон не связывает право на бесплатное получение образования с тем фактом, что первое образование данного уровня должно было быть получено непременно за счет бюджетных средств (т.е. бесплатно для обучающегося).

    Следует отметить, что аналогичная норма, имевшаяся в Законе РФ «Об образовании», была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В своем определении от 5 октября 2001 г. № 187-О Конституционный Суд РФ указал, что норма о том, что бесплатно образование соответствующего уровня (в данном определении речь шла о высшем образовании) может быть получено только впервые, независимо от того, на какой основе (платно или бесплатно) было получено образование данного уровня в первый раз, не может рассматриваться как ограничение конституционных прав граждан на образование.

    Таким образом, профессиональная образовательная организация не вправе принять на бесплатное обучение за счет средств соответствующего бюджета лицо, уже имеющее среднее профессионального образование, вне зависимости от того, получено ли оно за плату или бесплатно.


    0

    Могут ли дети с ограниченными возможностями здоровья обучаться в объединениях по программам дополнительного образования детей?

    Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов образовательный процесс организуется с учетом особенностей психофизического развития.(Часть 5 ст.14; часть 1, часть 3, часть 11 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).


    0

    С какого возраста можно обучаться в объединениях по программам дополнительного образования детей?

    Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории и продолжительность учебных занятий зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.


    0

    Планируем обучать сотрудников организации мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимум. Просим разъяснить требуется ли нам лицензия для ведения данного вида деятельности?

    Обучение пожарно-техническому минимуму осуществляется в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее – приказ МЧС России). Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку (пункт 40 приказа МЧС России). Приказом МЧС России не предусмотрена выдача лицам, прошедшим обучение пожарно-техническому минимуму, каких-либо документов, подтверждающих факт и результаты такого обучения. Из положений действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе из приказа МЧС России не следует, что обучение пожарно-техническому минимуму направлено на реализацию целей и задач, изложенных в Федеральном законе «Об образовании в РФ». Кроме того, подобные программы невозможно отнести ни к одному из видов образовательных программ, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в РФ». На основании изложенного полагаем, что, обучение пожарно-техническому минимуму не является реализацией образовательной программы и не подлежит лицензированию в качестве образовательной деятельности.


    0

    Появилось понятие «индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность». Должны ли они получать лицензию на образовательную деятельность? Могут ли они реализовывать дополнительные профессиональные программы?

    Индивидуальные предприниматели могут осуществлять образовательную деятельность только по основным и дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения (часть 3 статьи 32 Федерального закона № 273-ФЗ). Реализация дополнительных профессиональных программ индивидуальными предпринимателями Федеральным законом № 273-ФЗ не предусматривается. При этом индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно, то есть индивидуально, имеют право не проходить процедуру лицензирования образовательной деятельности.


    0

    На какой срок будет переоформлено свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности в случае реорганизации образовательного учреждения в форме присоединения к ней другого образовательного учреждения?

    В соответствии с частью 22 статьи 92 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность.


    0

    Вправе ли образовательная организация отозвать заявление о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности в части одной или нескольких образовательных программ?

    В соответствии с пунктом 62 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе отозвать заявление о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности на любом этапе государственной аккредитации до принятия решения аккредитационным органом. При этом организация, осуществляющая образовательную деятельность, не может отозвать заявление о проведении государственной аккредитаций образовательной деятельности, которое было представлено в аккредитационный орган для проведения государственной аккредитации образовательной деятельности и принято к рассмотрению по существу, в части одной или нескольких образовательных программ.


    0

    В каких случаях организация, осуществляющая образовательную деятельность, лишается государственной аккредитации?

    Аккредитационный орган лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований: повторное в течение срока действия государственной аккредитации нарушение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, законодательства в сфере образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца; истечение срока приостановления действия государственной аккредитации (при отсутствии оснований для возобновления действия государственной аккредитации). Организация, осуществляющая образовательную деятельность, лишается государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии основания для лишения государственной аккредитации по одной или нескольким реализуемым ею основным профессиональным образовательным программам.


    0

    Необходимо ли при лицензировании образовательной деятельности требовать от всех организаций (включая автошколы, учреждения дополнительного образования детей, учебные центры и т.п.) соблюдения всех положений статьи 37 и статьи 41 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ

    Согласно статье 37 и статье 41 Федерального закона № 273-ФЗ организация питания и охрана здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Охрана здоровья предусматривает: организацию питания обучающихся; определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности (часть 3 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ). Согласно части 4 статьи 41 Федерального закона № 273-Ф3, организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

    В соответствии с пунктами 4 и 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (далее - Положение о лицензировании) лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности и лицензиату, является наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся. Согласно пункту 10 Положения о лицензировании, для получения лицензии ее соискатель (лицензиат) представляет в лицензирующий орган копии документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся, а образовательная организация представляет сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Как отмечалось выше, образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Организации, осуществляющие обучение, могут предоставить информацию о наличии условий для охраны здоровья обучающихся. Подтверждением наличия созданных условий для охраны здоровья обучающихся могут являться как документы, подтверждающие заключение договорных отношений с медицинской организацией на оказание медико-санитарной помощи, так и документы, предоставляющие право соискателю лицензии самостоятельно осуществлять такую медицинскую деятельность. Организация питания осуществляется, прежде всего, в строгом соответствии с требованиями санитарных правил и нормативов (СанПиН). Следовательно, если в отношении некоторых организаций, осуществляющих образовательную деятельность, такие требования не установлены, эти организации должны создать условия для питания. Такими условиями могут быть: наличие места для приема пищи, кулера для воды, микроволновой печи, снекового автомата и т.п.).


    0

    Порядок предоставления места в муниципальные дошкольные образовательные организации на общих основаниях и с учетом первоочередного (внеочередного) права

    Порядок предоставления места в муниципальных дошкольных образовательных организациях регулируется нормативно - правовым документом муниципального образования. При предоставлении места в дошкольной образовательной организации муниципальными органами управления образованием, в соответствии с установленными нормами, учитываются: дата обращения родителей (законных представителей) с заявлением на устройство ребенка (детей), наличие права на первоочередное (внеочередное) предоставление места, соблюдение санитарно - эпидемиологических требований к условиям пребывания детей. Предоставление места в дошкольной образовательной организации возможен только в порядке существующей очередности и на общих основаниях с другими детьми или с учетом первоочередного (внеочередного) права на основании Закона Иркутской области от 23.10.2006 г. 3 63-03 (ред. от 04.10.2014 г.) «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей» (дети прокуроров, следователей прокуратуры, дети судей, дети военнослужащих, дети сотрудников полиции и т.д.)


    0

    Должна ли автономная некоммерческая организация, оказывающая услуги по присмотру и уходу за детьми младшего школьного возраста, иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности?

    Согласно пункту 34 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) деятельность по присмотру и уходу за детьми представляет собой комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня и не является образовательной.

    В соответствии с частью 1 статьи 91 указанного Федерального закона лицензированию подлежит только образовательная деятельность.

    Учитывая изложенное, основания для получения автономной некоммерческой организацией лицензии на осуществление образовательной деятельности в связи с созданием групп присмотра и ухода за детьми младшего школьного возраста отсутствуют.


    0

    В какой срок должна быть переоформлена лицензия на осуществление образовательной деятельности в связи с реорганизацией в форме присоединения?

    В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основанием для переоформления лицензии на осуществление образовательной деятельности является реорганизация образовательных учреждений в форме присоединения при наличии лицензии у присоединяемого юридического лица.

    Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы должны быть представлены в службу не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

    До переоформления лицензии правопреемник реорганизованных образовательных учреждений вправе оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ, указанных в лицензиях, за исключением оказания услуг по другим адресам. В случае изменения адреса места осуществления образовательной деятельности по реализации образовательных программ необходимо переоформление лицензии по данному основанию в установленном порядке.


    0

    Должна ли школа выдавать личные дела по заявлению родителей выбывающих учащихся без справки-подтверждения с нового места учебы?

    Согласно Порядку и условиям осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующего уровня и направленности, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12 марта 2014 года № 177, на основании заявления совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об отчислении в порядке перевода исходная организация издает распорядительный акт об отчислении обучающегося в порядке перевода с указанием принимающей организации и выдает личное дело обучающегося, документы, содержащие информацию об успеваемости обучающегося в текущем учебном году, заверенные печатью исходной организации и подписью ее руководителя (уполномоченного им лица).

    Таким образом, законодательно не закреплена обязанность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся предоставлять наряду с заявлением дополнительно справку, подтверждающую факт принятия (согласия на принятие) обучающегося в другую образовательную организацию в порядке перевода. При этом пунктом 12 указанного Порядка предусматривается, что принимающая организация при зачислении обучающегося, отчисленного из исходной организации, в течение двух рабочих дней с даты издания распорядительного акта о зачислении обучающегося в порядке перевода письменно уведомляет исходную организацию о номере и дате распорядительного акта о зачислении обучающегося в принимающую организацию.


    0

    Законна ли летняя трудовая практика обучающихся в школе?

    Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается (часть 4 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

    В целях рассмотрения вопроса о привлечении обучающегося к трудовой практике необходимо оповестить его родителей (законных представителей) о том, что обучающийся может быть привлечен к работе в летний период, и получить не только их письменное согласие, но и согласие обучающегося. Принуждать детей к труду без их согласия и согласия их родителей является незаконным.

    Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в образовательной организации и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами.


    0

    Ученице 18 лет. Окончила 10 класс с «2» по трем предметам. Как переводить её в 11 класс? В соответствии со ст. 58 закона об образовании ликвидировать академическую задолженность можно в течение года. Ученицей какого класса она считается?

    В соответствии с частью 8 статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. Обучающаяся в данном случае будет условно переведена в 11 класс. Срок ликвидации академической задолженности устанавливается образовательной организацией самостоятельно в пределах одного года. Год является максимальным сроком для прохождения повторной промежуточной аттестации для ликвидации академической задолженности, образовательная организация вправе установить более сжатые сроки.

    В том случае, если обучающаяся не ликвидирует академическую задолженность в установленные сроки, по усмотрению ее родителей (законных представителей) она будет оставлена на повторное обучение (в 10 классе), переведена на обучение по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (в 10 или 11 классе, в зависимости от программы), либо на обучение по индивидуальному учебному плану (в 10 или 11 классе, если индивидуальный учебный план позволит освоить образовательную программу в должном объеме).

    Порядок ликвидации академической задолженности должен быть урегулирован соответствующим локальным нормативным актом образовательной организации, например положением, регулирующим периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, или отдельным положением о ликвидации академической задолженности.


    0

    Можно ли занимать должность учителя, имея высшее или среднее профессиональное образование, не относящееся к направлению «Образование и педагогика» или к области, не соответствующей преподаваемому предмету

    Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

    Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») установлены следующие требования к квалификации учителя: высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

    Таким образом, для полного соответствия квалификационным требованиям необходимо пройти обучение по дополнительной профессиональной программе по направлению деятельности.

    Кроме того, лица, не имеющие специальной подготовки, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности (пункт 9 вышеуказанного Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих).


    0

    Можно ли работать учителем-логопедом или учителем-дефектологом при наличии высшего профессионального образования, не относящегося к области логопедия, и профессиональной переподготовки по программе «Логопедия»?
    На основании статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учитель должен иметь среднее или высшее профессиональное образование, отвечающее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
    Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») к квалификации учителя-дефектолога, учителя-логопеда (логопеда) установлены требования: высшее профессиональное образование в области дефектологии.
    Наличие высшего профессионального образования и профессиональной переподготовки по программе «Логопедия» (с присвоением квалификации «Логопед)» не дает право его обладателю заниматься профессиональной деятельностью по должности учителя-дефектолога, учителя-логопеда (логопеда).

    0

    В каком случае может быть приостановлено действие государственной аккредитации образовательной деятельности?

    Действие государственной аккредитации образовательной деятельности может быть приостановлено полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся при проведении федерального государственного контроля качества образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.

    В случае неустранения в установленный срок выявленного несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся образовательная организация может быть лишена государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей.


    0

    На основании каких норм законодательства лицензирующий орган может отказать соискателю лицензии в получении лицензии на осуществление образовательной деятельности?

    Лицензирующий орган может отказать в предоставлении лицензии соискателю лицензии в двух случаях:

    1. соискателем лицензии нарушены требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательных программ заявленных к лицензированию лицензионным требованиям (подпункты а) - ж) пункта 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966);
    2. соискателем лицензии представлены недостоверные сведения (часть 7 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

    Таким образом, отказ возможен на основании установленного несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и наличия недостоверной информации в заявлении и прилагаемых к нему документах.


    0

    Учитываются ли требования, предъявляемые к спортивному оборудованию при соискании лицензии по дополнительным образовательным программам?

    Безусловно, такие требования учитываются. Соискателю лицензии (лицензиату) необходимо пройти процедуру сертификации спортивных ворот в специализированных организациях, включенных Федеральной службой аккредитации в реестр аккредитованных лиц и имеющих соответствующие аттестаты аккредитации.

    Данные требования обозначены подпунктом «б» пункта 4 Положения о лицензировании; постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2015 года № 309 «О внесении изменения в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации» и ГОСТами:

    • ГОСТ Р 55664-2013 «Оборудование для спортивных игр. Ворота футбольные. Требования и методы испытаний с учетом безопасности» (приказ Росстандарта от 28 октября 2013 года № 1269-ст);
    • ГОСТ Р 55665-2013 «Оборудование для спортивных игр. Ворота для минифутбола и гандбола. Требования и методы испытаний с учетом безопасности» (приказ Росстандарта от 28 октября 2013 года № 1270-ст);
    • ГОСТ Р 55666-2013 «Оборудование для спортивных игр. Ворота хоккейные. Требования и методы испытаний с учетом безопасности» (приказ Росстандарта от 28 октября 2013 года № 1271-ст).

    0

    Как апостиль крепится к официальному документу?

    Апостиль должен проставляться непосредственно на официальном документе или на отдельном прикрепленном листе (т.н. аллонже). Апостиль может крепиться различными средствами, в том числе резиновым штампом, самоклеящимся стикером, рельефной печатью, и так далее.

    Если апостиль расположен на аллонже, то последний может быть прикреплен к официальному документу-основанию различными средствами, в т.ч. клеем, крепежными кольцами, скрепками, лентами, сургучными печатями и т.д. Несмотря на то, что все вышеперечисленные методы предусмотрены Конвенцией, компетентные органы предпочитают использование более надежных средств крепления с целью обеспечения целостности апостиля. Незакрепление апостиля требуемым образом не является основанием для отказа от его принятия.

    ВНИМАНИЕ! Никогда не открепляйте апостиль, вне зависимости от того, где он расположен: непосредственно на официальном документе или на аллонже!


    0

    Если я уже получил апостиль, нужно ли делать что-то еще, чтобы доказать подлинность подписи или печати на моем официальном документе?

    Нет. Апостиль, проставленный соответствующим компетентным органом, является единственным требованием для установления подлинности подписи или печати на официальном документе и установления компетенции лица или организации, подписавшей или скрепившей печатью официальный документ.

    При соблюдении Конвенции, апостиль является единственной процедурой, требуемой для установления происхождения официального документа – для определения подлинности официального документа не могут быть предъявлены никакие дополнительные требования.


    0

    Могут ли апостиль признать недействительным в странах, где он будет предъявлен?

    Апостиль, выпущенный в соответствии с требованиями Конвенции, должен приниматься в странах их предъявления. Апостиль может быть отклонен если и когда: его происхождение не может быть удостоверено (т.е., если и когда информация в апостиле не соответствуют с информации в регистре компетентного органа, предположительно выпустившего апостиль); формальные поля принципиально отличаются от полей образца сертификата, приложенного к Конвенции.

    Несмотря на то, что апостиль должен максимально соответствовать образцу свидетельства, приложенного к Конвенции, на практике апостили, выпускаемые компетентными органами, различаются по оформлению, размерам, цветам и любым дополнительным элементам, разрешенными для свидетельства. Такие различия во внешнем виде не могут являться основанием для отказа от принятия апостиля.

    Незакрепление апостиля требуемым образом не является основанием для отказа от его принятия. Факт того, что апостиль был закреплен способом отличным от способов, практикуемых страной-получателем, не является основанием для отказа от принятия апостиля.

    Наличие в апостиле дополнительного текста за пределами бланка с десятью пронумерованными стандартными полями не является основанием для отказа от принятия апостиля.

    «Апостилированное свидетельство» проставленное страной, не являющейся участницей Конвенции, должно отклоняться во всех странах как противоречащее Конвенции.


    0