Версия для слабовидящих
Версия для печати



 


 
 
 
           
 
 
 
АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Горячая линия: (8-3952) 25-33-07, в будние дни 09.00-13.00, 14.00-18.00.

Социальный телефон: 8-800-100-22-42, в будние дни 09.00-13.00, 14.00-18.00, звонок на номер с любой территории Иркутской области является бесплатным

Список телефонов «горячих линий» министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

         

                                                   

                                       


Законодательство в сфере назначения государственной социальной стипендии студентам

01.04.2016

Законодательство в сфере назначения государственной социальной стипендии студентам

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области представляет информацию о законодательстве в сфере назначения государственной социальной стипендии студентам, имеющим право на получение государственной социальной помощи на основании отнесения к членам малоимущих семей, малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Частью 5 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что государственная социальная стипендия назначается, в том числе студентам, имеющим право на получение государственной социальной помощи.

Порядок назначения государственной социальной стипендии в отношении студентов, обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установлен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2013 года № 1000 «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии …» (далее – Приказ № 1000). Исходя из норм пункта 12 указанного порядка, для назначения студенту государственной социальной стипендии необходимо представление документа, подтверждающего соответствие категории студентов, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Пунктом 25 Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 года № 487 (далее соответственно – Типовое положение, Постановление № 487), было закреплено полномочие органов социальной защиты на выдачу студентам справок для получения государственной социальной помощи.

Государственная услуга предоставлялась министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – министерство) в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом министерства от 30 мая 2013 года № 90-мпр (далее – Административный регламент).

В настоящее время Постановление № 487 признано утратившим силу в части стипендиального обеспечения и других форм материальной поддержки учащихся.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ государственная услуга предоставляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Таким образом, с учетом отсутствия соответствующего полномочия министерства и правового основания предоставления государственной услуги по выдаче справок для получения государственной социальной помощи, которое было установлено пунктом 25 Типового положения, министерством принято решение о прекращении предоставления указанной государственной услуги. В этой связи Административный регламент признан утратившим силу.

Заполнение образовавшегося пробела правового регулирования при помощи нормативного правового акта субъекта Российской Федерации в отсутствие правовой делегации соответствующих полномочий недопустимо и является одним из коррупциогенных факторов, предусмотренных Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.

Вместе с тем, полагаем, что указанный пробел правового регулирования не является непреодолимым и может быть восполнен в пределах компетенции органов субъектов Российской Федерации в соответствии с нижеизложенным.

Министерство является уполномоченным органом по назначению и выплате (предоставлению) в соответствии с Законом Иркутской области от 19 июля
2010 года № 73-ОЗ государственной социальной помощи. Указанное полномочие реализуется посредством исполнения административного регламента предоставления соответствующей государственной услуги, утвержденного приказом министерства от 18 мая 2012 года № 98-мпр, согласно нормам которого в результате выплаты (предоставления) государственной социальной помощи гражданину направляется письменное уведомление о принятом решении.

Таким образом, документом, предусмотренным пунктом 12 Порядка, утвержденного Приказом № 1000, и подтверждающим соответствие категории студентов, имеющих право на получение государственной социальной помощи, при этом, выдаваемом в пределах компетенции министерства, в настоящий момент может быть признано только письменное уведомление о принятом учреждением решении о назначении государственной социальной помощи в соответствии с Законом Иркутской области от 19 июля 2010 года № 73-ОЗ, выданное в рамках исполнения административного регламента, утвержденного приказом министерства от 18 мая 2012 года № 98-мпр.

Согласно статье 5 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 года № 73-ОЗ государственная социальная помощь может быть назначена только в том случае, если низкий доход заявителя (его семьи) обусловлен объективными обстоятельствами, не зависящими от него (членов его семьи).

В соответствии со статьей 8 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 года № 73-ОЗ для назначения государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам (далее – получатель помощи) необходимы следующие документы:

1) документ, удостоверяющий личность, получателя помощи, его законного представителя;

2) документы, удостоверяющие личность членов семьи получателя помощи, - для малоимущей семьи;

3) справка о составе семьи;

4) документы, подтверждающие, что наличие у получателя помощи дохода ниже величины прожиточного минимума для семьи (величины прожиточного минимума для одиноко проживающего гражданина) обусловлено объективными обстоятельствами, не зависящими от него самого (инвалидность, потеря кормильца, безработица, чрезвычайная ситуация и тому подобное):

а) справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности, - для инвалидов;

б) медицинское заключение о необходимости проведения лечения, либо направление на госпитализацию, либо выписка из медицинской карты - для граждан, нуждающихся в проведении лечения;

в) выписка из медицинской карты - для нетрудоспособных граждан, пребывавших на длительном лечении;

г) листок нетрудоспособности - для трудоспособных граждан, обращающихся в связи с длительным лечением или дорогостоящим лечением;

д) рецепты на лекарственные препараты для медицинского применения и кассовые чеки - для граждан, обращающихся в связи с дорогостоящим лечением;

е) документ, выданный государственным учреждением службы занятости населения, подтверждающий признание гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, - для безработных граждан;

ж) документ, подтверждающий факт чрезвычайной ситуации, а также факт утраты (разрушения) либо повреждения жилого помещения и (или) утраты либо повреждения движимого имущества, - для граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации;

з) правоустанавливающий документ на жилое помещение, подтверждающий право собственности или право пользования жилым помещением, - для граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации;

и) свидетельство о смерти - для граждан, потерявших кормильца;

к) в иных случаях - акт комиссионного обследования.

При этом в статье 8 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 года
№ 73-ОЗ оговаривается, какие из документов получатель помощи обязан представить, а какие – вправе.

Таким образом, в настоящее время право на получение государственной социальной стипендии будут иметь лица, отвечающие требованиям Закона Иркутской области от 19 июля 2010 года № 73-ОЗ, для чего, в свою очередь, необходимо предоставление им указанных документов, которые подтверждают, в том числе объективность наличия соответствующего дохода.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19 апреля 1991 года
№ 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» студенты очной формы обучения считаются занятыми, в связи с чем на них не распространяется требование о предоставлении документа государственного учреждения службы занятости населения о регистрации в качестве безработного (подпункт «е» пункта 4 статьи 8 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 года № 73-ОЗ). Следовательно, студентам очной формы обучения не может быть назначена государственная социальная помощь по данному обстоятельству. При отсутствии иных документов, перечисленных в статье 8 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 года № 73-ОЗ, органами социальной защиты населения составляется акт комиссионного обследования.

Для решения вопроса о назначении государственной социальной помощи студентам необходимо обращаться с заявлением и документами, предусмотренными Законом Иркутской области от 19 июля 2010 года № 73-ОЗ, по месту жительства или месту пребывания либо в отделы приема граждан государственного автономного учреждения «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».

Также, исходя из положений пункта 12 Порядка, утвержденного Приказом № 1000, для назначения государственной социальной стипендии предоставление документа, подтверждающего право на получение государственной социальной помощи, не требуется следующим категориям студентов:

- являющихся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

- детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства,

- подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,

- являющихся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий

- из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» - «г» пункта 1, подпунктом «а» пункта 2 и подпунктами «а» - «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».


Возврат к списку