Ответы на часто задаваемые вопросы

Уважаемые посетители сайта! 

Предлагаем Вам ознакомиться с наиболее часто задаваемыми вопросами в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на коммунальные услуги. Ответы подготовлены специалистами службы по тарифам Иркутской области и соответствуют законодательству на дату, указанную при размещении ответа. Если Вы не нашли интересующей информации, то Вы можете задать свой вопрос специалистам службы через соответствующую форму

1. Что включается в состав платы за коммунальные услуги?  

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за:  
1) холодное водоснабжение;  
2) горячее водоснабжение;  
3) водоотведение;  
4) электроснабжение;  
5) газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах);  
6) отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топливо при наличии печного отопления).  

2. Каким образом рассчитывается размер платы за коммунальные услуги?  

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из:  
1) объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых уполномоченными органами);  
2) соответствующих тарифов, установленных для регулируемых организаций органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в определенном законодательством Российской Федерации порядке.  
При расчете платы за коммунальные услуги применяются:  
1) тариф на холодную воду (руб./м3);  
2) тариф на горячую воду:  
- в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения):  
компонент на теплоноситель (руб./м3),  
компонент на тепловую энергию (руб./Гкал);  
- в закрытой системе горячего водоснабжения:  
компонент на холодную воду (руб./м3),  
компонент на тепловую энергию (руб./Гкал);  
3) тариф на водоотведение (руб./м3);  
4) тариф на электрическую энергию (руб./кВт.ч);  
5) тариф (цена) на газ (руб./м3);  
6) тариф на тепловую энергию (руб./Гкал).  

3. Что подразумевается под нормативом потребления коммунальной услуги?  

Норматив потребления коммунальной услуги – это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.  

4. Существуют ли ограничения изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в 2017 году?

Во исполнение статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации принят Указ Губернатора Иркутской области от 12 декабря 2016 года № 293-уг, которым утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Иркутской области.


5. Какие органы уполномочены устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы (услуги) на территории Иркутской области?  

Полномочиями по установлению тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (услуги) наделены:  
1) на холодную и горячую воду, а также на водоотведение – органы регулирования муниципальных образований городских округов, городских и сельских поселений Иркутской области (в отдельных случаях – служба по тарифам Иркутской области);  
2) на тепловую энергию, электрическую энергию, газ, топливо твердое, топливо печное бытовое (дрова и уголь) – служба по тарифам Иркутской области.  

6. Какими нормативными документами предусмотрен порядок определения размера платы за коммунальные услуги для граждан?  

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.  


7. Что такое «Калькулятор коммунальных платежей»?  

Калькулятор коммунальных платежей – это программа, размещенная на интернет-сайтах ФСТ России (www.fstrf.ru) и службы по тарифам Иркутской области, предназначенная для примерного расчета размера платы граждан за коммунальные услуги исходя из данных об установленных тарифах на коммунальные ресурсы и объемах потребления, определяемых исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, или показаний индивидуальных приборов учета.  
Результаты расчета указанной программой размера платы носят информационный характер и не являются платежным документом.  

8. Какой орган государственной власти осуществляет контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг? 
 
Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, предусмотренным действующим законодательством, осуществляется службой государственного жилищного надзора Иркутской области, расположенной по адресу: 664007, г. Иркутск, ул. Поленова, д. 18а/1

9. Какой орган государственной власти Иркутской области уполномочен давать разъяснения по применению действующего законодательства в сфере установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг?  

Указанные разъяснения уполномочено давать министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, расположенное по адресу: 664011, г. Иркутск, ул. Горького, д. 31.   

10. «Может ли управляющая или ресурсоснабжающая организация требовать оплату за коммунальные услуги, потребленные в июне текущего года по тарифам, которые изменились с 1 июля текущего года?»

 Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления))рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с пунктом 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила), плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

Учитывая, что решение об установлении тарифов не имеет обратной силы, применение тарифов с 1 июля текущего года осуществляется к объемам коммунальных ресурсов, потребление которых происходило в июле текущего года, т.е. в указанный расчетный период

В соответствии с пунктом 67 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. В платежном документе указывается расчетный месяц и объем потребления коммунального ресурса.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» разъяснения по применению Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

11. В многоквартирном доме отопление и приготовление горячей воды осуществляется с использованием общедомового имущества. Как в данном случае происходит расчет платы за отопление и горячее водоснабжение?

Согласно пункту 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила), в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее – использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

12. Почему для теплоснабжающих организаций одного города устанавливаются разные тарифы на тепловую энергию?

Согласно положениям Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в соответствии с принципами обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя и доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей.

Расходы, связанные с производством и реализацией тепловой энергии, включаемые в необходимую валовую выручку теплоснабжающей организации, обусловлены объемом реализации тепловой энергии, наличием собственных источников добычи воды или использованием покупной воды, уровнем энергоемкости установленного оборудования, степенью изношенности сетей и оборудования, что влияет на размер затрат, необходимых для поддержания систем теплоснабжения в рабочем состоянии, а также особенностями технологического процесса производства и транспортировки тепловой энергии каждой теплоснабжающей организации.

Кроме того, наиболее важным фактором, оказывающим влияние на величину тарифов энергоснабжающих организаций, является уровень цен на топливо. При этом, если тарифы на природный газ и его транспортировку подлежат государственному регулированию, то в отношении других видов топлива, таких как мазут и каменный уголь, действующим законодательством государственное регулирование цен не предусмотрено.

Подлежащую обязательному раскрытию в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, позволяющих проанализировать структуру затрат каждой теплоснабжающей организации, а также дать оценку эффективности работы организаций в сравнении в другими организациями (аналогичными по составу эксплуатируемых объектов коммунальной инфраструктуры и техническим параметрам используемого оборудования), потребители могут получить в порядке, предусмотренном Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 года № 570.

13. Почему стоимость коммунальных услуг в разных городах (населенных пунктах) области разная?

Различие в размере тарифов на коммунальные услуги в разных городах обусловлено разницей в инфраструктуре городов, степени благоустройства жилищного фонда, объёмах реализации коммунальных услуг, уровнях энергоёмкости установленного оборудования, степени изношенности сетей и оборудования, что влияет на расходы, необходимые для поддержания систем коммунальной инфраструктуры в рабочем состоянии, наличием собственных источников добычи воды или использованием покупной воды, а также особенностями технологического процесса производства и транспортировки коммунальных услуг каждой конкретной ресурсоснабжающей организации.

 
14. Какие цены на дрова и уголь в настоящее время действуют на территории Иркутской области?

Цены на твердое топливо