Версия для слабовидящих
Версия для печати

Обзоры экспертиз муниципальных нормативных правовых актов

19 февраля 2019 года вступили в силу изменения в Положение об отдельных вопросах организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 29 мая 2009 года №169-пп (постановление Правительства Иркутской области от 15 февраля 2019 года № 121-пп «О внесении изменений в Положение об отдельных вопросах организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области»), (далее соответственно – постановление №121-пп, Положение №169-пп, регистр).

В соответствии с указанными изменениями обязательная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов, включенных в регистр (муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы противодействия коррупции, управления и распоряжения муниципальной собственностью, земельные отношения, устанавливающие либо отменяющие местные налоги, сборы), подлежит проведению Иркутским областным государственным казенным учреждением «Институт законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского» (далее – Институт). Экспертные заключения подписываются директором Института.

Одновременно с этим в целях обеспечения контроля содержания экспертных заключений Института предусмотрены полномочия начальника главного правового управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по отмене подготовленных Институтом экспертных заключений, в том числе по результатам рассмотрения возражений органа (должностного лица) местного самоуправления на экспертное заключение.

В остальной части действующая в настоящее время на практике модель ведения регистра, в том числе возможность проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов главным правовым управлением Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, не изменяется.

С 14 февраля 2019 года антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов, включенных в регистр, не проводится (Закон Иркутской области от 12 февраля 2019 года №4-ОЗ "О внесении изменений в статью 8 Закона Иркутской области "О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области").

Правовая экспертиза заключается в правовой оценке формы муниципального акта, предмета правового регулирования, компетенции органа (должностного лица) местного самоуправления, принявшего муниципальный акт, а также содержащихся в нем норм на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, Уставу Иркутской области, законам и иным нормативным правовым актам Иркутской области, уставу муниципального образования Иркутской области, а также оценке соответствия муниципального акта общепризнанным требованиям юридической техники.

В экспертном заключении могут указываться предложения по повышению качества муниципального акта (указание на наличие нарушений правил юридической техники, замечания лингвистического характера и иные), также в текст экспертного заключения могут включаться иные сведения, включая предложение органу местного самоуправления (должностному лицу) направить информацию о результатах рассмотрения экспертного заключения.

В результате проведенной экспертизы органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области осуществляют внесение в муниципальные правовые акты соответствующих изменений, признают их утратившими силу или издают необходимые муниципальные правовые акты, о чем сообщают в главное правовое управление.

Анализ практики проведения правовой экспертизы муниципальных правовых актов, включенных в регистр, показал наличие некоторых систематических недостатков в правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области.

   1. Изданные органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области правовые акты не всегда своевременно приводятся в соответствие с вновь изданными правовыми актами большей юридической силы, а также с изменениями, внесенными в федеральные и областные нормативные правовые акты. В таких случаях в заключении правовой экспертизы на муниципальный правовой акт указывается на необходимость приведения правового акта в соответствие с конкретными изменениями, внесенными в иные правовые акты, или вновь принятыми правовыми актами.

   В проведении соответствующего анализа органам местного самоуправления могут помочь регулярные выпуски информации об изменении законодательства.

   2. Рекомендуется широко использовать модельные правовые акты, размещенные в разделе «Муниципальное правотворчество», подраздел «Модельные правовые акты», которые подготавливаются в целях оказания методической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области и регулярно обновляются в связи с изменениями, вносимыми в федеральные и областные нормативные правовые акты.

  Вместе с тем, отмечаются случаи ошибочного использования модельных правовых актов в правотворческой деятельности органов местного самоуправления:

  – использование в качестве модельного правового акта такого акта, который рассчитан на использование муниципальными образованиями иного вида (городской округ, муниципальный район, городское или сельское поселение) без учета соответствующих особенностей;

  – неполное проведение технической доработки проекта муниципального правового акта, подготовленного на основе модельного (не удалены пояснения в сносках, не выбраны редакционные варианты изложения правовых норм, не везде указано конкретное наименование муниципального образования, в котором издается правовой акт, его органов и должностных лиц, не указаны конкретные сроки, величина ставок и т.п.).

  3. Использование нормативных правовых актов, изданных в муниципальных образованиях иных субъектов Российской Федерации, в качестве основы для проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Иркутской области способствует распространению передового опыта организации деятельности органов местного самоуправления по реализации своих полномочий, может повысить качество правового регулирования и сократить сроки принятия необходимых правовых актов.

   В то же время необходимо отметить, что такое использование должно предполагать обязательный тщательный анализ правового акта, который берется за основу, на предмет учета различий в законодательстве различных субъектов Российской Федерации, уставах соответствующих муниципальных образований, а также техническую доработку проекта модельного муниципального правового акта с точки зрения упоминания наименований муниципальных образований, их органов и должностных лиц и т.п.

   4. В ходе экспертизы нередко выявляются случаи нарушения установленного федеральным законодательством и (или) уставом муниципального образования разграничения правотворческой компетенции между представительным органом, главой и местной администрацией муниципального образования (например, вопрос, относящийся к компетенции местной администрации, решается главой правовым актом главы муниципального образования). В отсутствие в законе специальных указаний орган, обладающий правотворческой компетенцией по конкретному вопросу, должен определяться в строгом соответствии со статьей 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

   5. Проводимая правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов показывает, что особое внимание должно уделяться проектам муниципальных нормативных правовых актов в таких сферах, как противодействие коррупции и земельные отношения, а также предоставление муниципальных услуг. Именно в этих сферах законодательство наиболее подвижно и, с другой стороны, предъявляет повышенные требования к профессиональным знаниям и навыкам муниципальных служащих, осуществляющих подготовку проектов правовых актов.

Дата изменения: 06.09.2019 16:46

Информационные ресурсы Иркутской области