Версия для слабовидящих
Версия для печати

Официальный интернет-портал правовой информации





                          

Часто задаваемые вопросы и ответы по услугам ЖКХ

Уважаемые посетители сайта!

Предлагаем Вам ознакомиться с наиболее часто задаваемыми вопросами в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на жилищные и коммунальные услуги. Ответы подготовлены специалистами службы по тарифам Иркутской области и соответствуют законодательству на дату, указанную при размещении ответа. Если Вы не нашли интересующей информации, то Вы можете задать свой вопрос специалистам службы через соответствующую форму.

1. Что включается в состав платы за коммунальные услуги? 
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за: 
1) холодное водоснабжение; 
2) горячее водоснабжение; 
3) водоотведение; 
4) электроснабжение; 
5) газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах); 
6) отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топливо при наличии печного отопления). 

2. Каким образом рассчитывается размер платы за коммунальные услуги? 
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из: 
1) объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых уполномоченными органами); 
2) соответствующих тарифов, установленных для регулируемых организаций органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в определенном законодательством Российской Федерации порядке. 
При расчете платы за коммунальные услуги применяются: 
1) тариф на холодную воду (руб./м3); 
2) тариф на горячую воду: 
- в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения): 
компонент на теплоноситель (руб./м3), 
компонент на тепловую энергию (руб./Гкал); 
- в закрытой системе горячего водоснабжения: 
компонент на холодную воду (руб./м3), 
компонент на тепловую энергию (руб./Гкал); 
3) тариф на водоотведение (руб./м3); 
4) тариф на электрическую энергию (руб./кВт.ч); 
5) тариф (цена) на газ (руб./м3); 
6) тариф на тепловую энергию (руб./Гкал). 

3. Что подразумевается под нормативом потребления коммунальной услуги? 
Норматив потребления коммунальной услуги – это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета. 


4. Существуют ли ограничения изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в 2014 году?
Во исполнение статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации принят указ Губернатора Иркутской области от 28 апреля 2014 года № 124-уг, которым утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Иркутской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее – Основы формирования индексов).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 718-р для Иркутской области утверждены индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту в размере 4,1% и предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям от величины указанного индекса в размере 2,1% или 6,2% по совокупности.
В соответствии с утвержденными Основами формирования индексов Правительством Иркутской области от представительных органов муниципальных образований получены согласования (инициативы) превышения индекса более чем на величину отклонения.
В этой связи, указом Губернатора Иркутской области от 30 июня 2014 года № 184-уг внесены изменения в указ Губернатора Иркутской области от 28 апреля 2014 года № 124-уг, касающиеся размера предельных (максимальных) индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Иркутской области.
Указ Губернатора Иркутской области от 30 июня 2014 года № 184-уг, а также обоснования величин установленных предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях размещены на официальном сайте Правительства Иркутской области portal.irkobl.ru и на официальном сайте службы по тарифам Иркутской области www.sti.irkobl.ru


5. Какие органы уполномочены устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы (услуги) на территории Иркутской области? 
Полномочиями по установлению тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (услуги) наделены: 
1) на холодную и горячую воду, а также на водоотведение – органы регулирования муниципальных образований городских округов, городских и сельских поселений Иркутской области (в отдельных случаях – служба по тарифам Иркутской области); 
2) на тепловую энергию, электрическую энергию, газ, топливо твердое, топливо печное бытовое (дрова и уголь) – служба по тарифам Иркутской области. 

6. Какими нормативными документами предусмотрен порядок определения размера платы за коммунальные услуги для граждан?
 
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354. 

7. Кто обязан вносить плату за коммунальные услуги, потребленные в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме? 
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. 

8. Существуют ли особенности расчета платы за коммунальную услугу по отоплению? 
В соответствии с правом, предоставленным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, постановлением Правительства Иркутской области от 14 сентября 2012 года № 495/1-пп установлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Иркутской области применяется порядок расчета, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307. 
Кроме того, при осуществлении соответствующего расчета исполнитель коммунальных услуг обязан применять нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие на территории Иркутской области по состоянию на 30 июня 2012 года. 

9. Какие сведения должны быть отражены в платежном документе для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (карточке лицевого счета), предъявляемой исполнителем коммунальных услуг (управляющей компанией, ТСЖ, ЖСК и т.п.) гражданам?
 
Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг предусмотрена Методическими рекомендациями по заполнению примерной формы платежного документа, утвержденными приказом Минрегиона России от 19 сентября 2011 года № 454. 
В платежном документе должны быть отражены сведения о плательщике и исполнителе услуг, информация для внесения платы получателю платежа, расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги и справочная информация, включающая информацию об установленных нормативах потребления (потребление в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды) и показаниях индивидуальных и коллективных приборов учета коммунальных услуг. 

10. Что такое «Калькулятор коммунальных платежей»? 
Калькулятор коммунальных платежей – это программа, размещенная на интернет-сайтах ФСТ России (www.fstrf.ru) и службы по тарифам Иркутской области, предназначенная для примерного расчета размера платы граждан за коммунальные услуги исходя из данных об установленных тарифах на коммунальные ресурсы и объемах потребления, определяемых исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, или показаний индивидуальных приборов учета. 
Результаты расчета указанной программой размера платы носят информационный характер и не являются платежным документом. 

11. Какой орган государственной власти осуществляет контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг? 
Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, предусмотренным действующим законодательством, осуществляется службой государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, расположенной по адресу: 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 
д. 36а. 

12. Какой орган государственной власти Иркутской области уполномочен давать разъяснения по применению действующего законодательства в сфере установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг? 
Указанные разъяснения уполномочено давать министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, расположенное по адресу: 664011, г. Иркутск, ул. Горького, д. 31.  


13. Может ли управляющая организация требовать оплату за коммунальные услуги, потребленные в июне 2013 года по тарифам, которые изменились с 1 июля 2013 года?

 Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления))рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с пунктом 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила), плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

Согласно пункту 37 Правил расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

В соответствии с пунктом 67 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. В платежном документе указывается расчетный месяц и объем потребления коммунального ресурса.

Учитывая, что решение об установлении тарифов не имеет обратной силы, применение тарифов с 1 июля 2013 года осуществляется к объемам коммунальных ресурсов, потребление которых происходило в июле          2013 года, т.е. в указанный расчетный период.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» разъяснения по применению Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

 

14. В многоквартирном доме отопление и приготовление горячей воды осуществляется с использованием общедомового имущества. Как в данном случае происходит расчет платы за отопление и горячее водоснабжение?

Согласно пункту 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила), в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее – использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

 

15. Почему для теплоснабжающих организаций одного города устанавливаются разные тарифы на тепловую энергию?

 

Согласно положениям Федерального закона от 27 июля 2010 года       № 190-ФЗ «О теплоснабжении» подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в соответствии с принципами обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя и доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей.

Расходы, связанные с производством и реализацией тепловой энергии, включаемые в необходимую валовую выручку теплоснабжающей организации, обусловлены объемом реализации тепловой энергии, наличием собственных источников добычи воды или использованием покупной воды, уровнем энергоемкости установленного оборудования, степенью изношенности сетей и оборудования, что влияет на размер затрат, необходимых для поддержания систем теплоснабжения в рабочем состоянии, а также особенностями технологического процесса производства и транспортировки тепловой энергии каждой теплоснабжающей организации.

Кроме того, наиболее важным фактором, оказывающим влияние на величину тарифов энергоснабжающих организаций, является уровень цен на топливо. При этом, если тарифы на природный газ и его транспортировку подлежат государственному регулированию, то в отношении других видов топлива, таких как мазут и каменный уголь, действующим законодательством государственное регулирование цен не предусмотрено.

Подлежащую обязательному раскрытию в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, позволяющих проанализировать структуру затрат каждой теплоснабжающей организации, а также дать оценку эффективности работы организаций в сравнении в другими организациями (аналогичными по составу эксплуатируемых объектов коммунальной инфраструктуры и техническим параметрам используемого оборудования), потребители могут получить в порядке, предусмотренном Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 года № 570.

 

16. Почему стоимость коммунальных услуг в разных городах (населенных пунктах) области разная?

Различие в размере тарифов на коммунальные услуги в разных городах обусловлено разницей в инфраструктуре городов, степени благоустройства жилищного фонда, объёмах реализации коммунальных услуг, уровнях энергоёмкости установленного оборудования, степени изношенности сетей и оборудования, что влияет на расходы, необходимые для поддержания систем коммунальной инфраструктуры в рабочем состоянии, наличием собственных источников добычи воды или использованием покупной воды, а также особенностями технологического процесса производства и транспортировки коммунальных услуг каждой конкретной ресурсоснабжающей организации.


17. Как рассчитывается плата за вывоз твердых бытовых отходов – с 1 человека или с 1 кв. м общей площади?

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение включается плата за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно подпункту «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, сбор и вывоз твердых бытовых отходов является составной частью деятельности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, а согласно       пункту 28 данных Правил собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.

Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме регламентируется статьей 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорционально размеру общей площади указанного помещения. Кроме того, в соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме определяется долей в праве общей собственности на общее имущество, т.е. на 1 кв. метр общей площади жилого помещения.

 

18. Входит ли балкон и лоджия в отапливаемую площадь?

 

Согласно статье 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, при расчете размера платы за отопление учитывается общая площадь жилого помещения.

Таким образом, балкон и лоджия не входят в отапливаемую площадь жилого помещения.

 

19. Почему плата за отопление начисляется каждый месяц, включая летний период?

 

Порядок определения размера платы граждан за отопление с использованием приборов учета и при их отсутствии до 1 сентября 2012 года был определен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от   23 мая 2006 года № 307 (далее – Правила № 307), в соответствии с которыми расчет размера платы за отопление в жилых домах и в помещениях многоквартирного дома, не оборудованных (коллективными) общедомовыми, общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета тепловой энергии, осуществлялся исходя из нормативов потребления услуг по отоплению, а в жилых домах, помещениях в многоквартирном доме, оборудованных (коллективными) общедомовыми, общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета тепловой энергии, расчет платы за отопление осуществлялся исходя из среднемесячного количества тепловой энергии, определенного исходя из показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии за предыдущий год.

С 1 сентября 2012 года вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354), устанавливающие порядок определения размера платы граждан за коммунальную услугу по отоплению исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии, или исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, учитывающих продолжительность отопительного сезона (в случае отсутствия приборов учета тепловой энергии).

В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 14 сентября 2012 года № 495/1-пп «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок, установленный Правилами № 307. При этом применяются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года в Иркутской области.

Плата за отопление при этом предъявляется гражданам в течение всего года, включая летние месяцы. Начисление платы за отопление в течение      12 месяцев обусловлено установлением среднегодовых нормативов потребления тепловой энергии на отопление для равномерного в течение года внесения населением платы за услугу, что соответствует Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от      23 мая 2006 года № 306.

В случае расчета платы за отопление только в отопительный период, норматив потребления тепловой энергии на отопление был бы установлен в большем размере, соответствующем периоду предоставления услуги, и плата за отопление предъявлялась бы в большем размере.

 

20. Порядок расчета объемов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды

Отдельная строка в платежных документах на оплату коммунальных услуг, потребляемых на общедомовые нужды, появилась в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354).

Так, согласно пункту 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за:

- коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении;

- коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

В соответствии с пунктом 44 Правил № 354 объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Формулы расчета объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, приведены в Приложении № 2 к Правилам № 354 (формулы 11, 12, 13 и 14).

Обращаем внимание, что вопросы, касающиеся расчета объемов потребления коммунальных услуг, использованных на общедомовые нужды, не входят в компетенцию службы по тарифам Иркутской области.

В соответствии с пунктом 69 Правил № 354 в платежном документе указываются общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).

В случае, если потребитель не согласен с предъявляемым к оплате объемом потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды, то в соответствии с подпунктом «д» пункта 31 Правил № 354 потребитель вправе потребовать от исполнителя провести проверку правильности исчисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней).

Исполнитель обязан немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.

 

21. Начисляется ли плата за водоотведение на общедомовые нужды?

С 27 апреля 2013 года абзац второй пункта 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, признан утратившим силу. Также исключено упоминание о единице измерения норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды из подпункта «в» пункта 7 того же документа.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года № 344 внесены изменения в подпункт «в» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года    № 354 (в ред.), исключающие предоставление коммунальной услуги водоотведения из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Указанные изменения вступили в силу с 1 июня   2013 года.

Таким образом, с 1 июня 2013 года с потребителей не должна взиматься плата за водоотведение на общедомовые нужды.

Дата изменения: 15.01.2016 18:55